Jan 21, 2004 15:50
21 Января 2004 г
О Моде
Юрис Димитерс
Не о моде на собак, автомобили и танцы хочется говорить, а только о тех некоторых изделиях из ткани и кожи, в которые мы себя облекаем, чтобы уберечься от холода.
У меня, как индивида, отошедшего от общества, и долгое время в одиночестве занимающегося художественным творчеством, к современной конвейеризированной моде отношение отрицательное.
То, что французские и итальянские денди перестали отсылать свои сорочки для стирки в Англию, где они затем крахмалились и сушились в душистых луговых травах, уже свидетельствовало о том, что роли артистичных и романтических героев на сцене истории уже сыграны.
Современная мода - это корсет цивилизации, в который общество само себя затянуло. Индустриальное производство с тоталитарным диктатом: "покупать, что все; делать, как все; быть, как все" - регламентирует жизнь каждого человека от самых интимных сфер вплоть до формы пепельницы.
Так как наше общество не является единством, созданным из индивидов, а состоит из различных команд, движений, отрядов, партий, фронтов, групп, фракций, банд и других подобных образований, то вместо этого слова "общество" предпочитаю использовать понятие "масса" или "толпа", которые больше отвечают современному уровню развития.
Моду создают редкие фанатики, идеи которых затем принимаются и апробируются массой. Что принимает рынок, за что голосует толпа на рыночной площади - это и есть мода. Воображение художника может рождать самые необычные фантазии, но если они не отвечают интересам и потребностям общества (читай - рыночной площади), мода будет не более, чем красивой идеей. И чтобы заработать на хлеб, дизайнер аристократической моды вынужден работать над нюансировкой художественного образа гибрида шофера, тарелочника и клерка.
И все-таки мода всегда - зеркало своего времени. Когда Бальзак, несмотря на долги, заказал тридцать одинаковых жилетов, то Альфред де Мюссе ответил тем, что пошил на один жилет больше, однако каждый в своем роде. Гримасы на лице эпохи, по которым можем расшифорвать ее душу.
В середине XIX столетия какой-то итальянец в Париже вел курсы по обучению искусству завязывания шейных платков. Это было время, когда одним из самых серьезных занятий для обучавшихся в Итоне и Оксфорде было безукоризненно и оригинально завязать узел галстука.
Самой идеальной миссией моды было бы порождать в каждом человеке желание творить из себя произведение искусства.
Однако современные идеологии, выросшие на почве индустриализма, культивируют потребительские инстинкты и потребительский стиль жизни, создают общество супермаркета, которое средствами пропаганды и манипуляции угнетает свободу человека, естественное и артистическое самовыражение. Если большую часть дня проводишь у мольберта или с книгой, в абстрактном мире своих идеалов под влиянием классических произведений искусства, то выйдя на какую-то конкретную улицу, хотя бы в Риге, обнаружишь сплошь апокалиптические картины.
Мата Хари стояла перед палачом в страусовом боа на плечах и украшенной перьями райской птицы шляпе на голове.
Эти размышления в большей мере относятся к традиционному, стабильному обществу свободной экономики.
Безусловно, все вокруг я воспринимаю со своей колокольни и весьма консервативно. А на улицах открывается богатый спектр современности Однако эта пестрота, эта заряженная беспокойством толчея, где аромат духов "Magie Noir" и "Camel", смешивающийся с ароматами казарменной ворвани, махорки и хлорной извести, не может скрыть разрушений и руин, оставленных "развитым социализмом" во внешнем мире и душах людей. Известно высказывание: бог создает из ничего, люди создают из руин. Мысль философская, но это - реальность.
В нашей моде, как и в окружающей среде, царит демократический хаос. Различные и удивительные по качеству материалы расцветают неожиданными комбинациями тонов, помогая во всем богатстве раскрывать достоинства человеческой плоти. Теоретическая элитарная и журнальная мода обнаруживает свою несостоятельность. В условиях существующей пока всеохватывающей бедности было бы донкихотством выступать против разных антиэстетических проявлений в культуре одежды.
Только элементарный прогресс сменил "исторические" авоськи на полиэтиленовые мешки, которые в иерархии современных символов заняли чуть ли не самое первое место. Человек стал придатком пластмассового мешочка, мучеником общественного транспорта и участником всяческих очередей. Прилавок магазина как социально-психологический фактор означает сегодня нечто большее, чем когда-то Берлинская стена или "железный занавес". Это только некоторые внешние условия, которые насильственным образом угнетают одно из внешних проявлений внутреннего мира. Заколдованный круг. И то, что порой торба нищего вышита жемчугом, еще ничего не значит.
Rigas Modes, осень 1992
masquerade