Каких только музыкальных инструментов не увидишь порой у музыкантов на наших улицах! Мне казалось, что я уже ко всему привык и удивить меня чем-нибудь здесь сложно, но...
Не далее, как вчера ездил я на фестиваль «День Русской славы» в Царском Селе... О самом фестивале я еще расскажу, будет и фильм и фотоотчет, но не могу удержаться, чтобы не рассказать прямо сейчас об этом странном музыкальном инструменте, с которым я столкнулся впервые.
Прогуливаясь у Софийского собора и услышал непривычные моему уху звуки и увидел небольшую группу людей около музыканта весьма и весьма колоритной внешности ... И играл этот музыкант на ней - колесной лире, именно ее звучание и привлекло мое внимание в самом начале...
Название инструмента мне подсказали, вернувшись домой я полез в интернет чтобы почитать что же это такое и вот что мне удалось обнаружить:
Колёсная лира. (Ист.
здесь)
В Европе известна под разными именами, древнейшее из них - «органистр» (лат. organistrum) - относится к позднему Средневековью (не ранее XIII в.). Древнейшие изображения относятся к XII в.: английская книжная миниатюра (ок. 1175 г.) и барельеф собора св. Иакова (Сантьяго-де-Компостела, 1188).
В XII в. колёсная лира представляла собой громоздкий инструмент, который обслуживали два человека (музыкант и его помощник, который механически вращал ручку). После того как в XIII в. появились облегченные (портативные) инструменты, колёсная лира быстро распространилась по Европе и стала одним из характернейших атрибутов менестрельной культуры Средневековья. К XV веку колёсная лира потеряла популярность и стала инструментом нищих и бродяг, зачастую слепых и увечных, исполнявших песни, стихи, сказки под незатейливый аккомпанемент. Во времена барокко наступил новый расцвет инструмента. В XVIII веке колёсная лира стала модной игрушкой французских аристократов, увлекавшихся сельским бытом. В настоящее время применяется в народной музыке некоторых европейских стран, в первую очередь Франции и Венгрии.
В России колёсная лира получила распространение в XVII веке. Инструмент освоили нищие и слепые бродяги, «калики перехожие», исполнявшие под звуки своих лир исторические песни, баллады, духовные стихи.
Процесс воспроизведения звука выглядит так:
Исполнитель держит лиру на коленях, большая часть её струн (3-11) звучит одновременно, вибрируя в результате трения о колесо, вращаемое правой рукой.
Одна-четыре отдельных струны, звучащая часть которых укорачивается или удлиняется с помощью стержней левой рукой, воспроизводят мелодию, а остальные струны издают монотонное гудение (так называемый бурдон).
На западноевропейских инструментах имеется также т.н. trompette - струна, опирающаяся на неплотно закрепленную подставку и позволяющая воспроизводить ритмический аккомпанемент, изменяя скорость вращения колеса.
Звук колёсной лиры мощный, грустный, монотонный, с небольшим гнусавым оттенком. Чтобы смягчить звук, струны в месте контакта с ободом колеса обматывали волокнами льна или шерсти. Качество звучания инструмента также зависело от точной центровки колеса; кроме того, оно должно было быть гладкое и хорошо наканифоленное.
Вот такой странный инструмент. То как звучал он на фестивале можно будет услышать в фильме, который я обязательно смонтирую и покажу позже, а сейчас в качестве иллюстрации предлагаю видео, найденной мной на youtube.
Click to view