Так как в конце прошлого года моя онлайн школа бизнеса запустила для своих студентов беспрецедентную акцию и всего лишь за 10 тыщ рэ предложила бессрочно продлить свое обучение по курсу мини МБА, я мимо пройти не смогла. Ну в конце концов 3 модуля из 6 я одолела. За 2 года, а не за год, правда, но тем не менее.
Модуль Личная эффективность и менеджмент с маркетингом шли как по маслу. А вот на Управлениях проектами я встряла. Не потому что управлять проектами сложно. А потому что я не совсем понимаю тонкую разницу между основными фазами основных фаз жизненного цикла проекта.
В принципе, когда читаешь конспекты, как художественное произведение все понятно и не вызывает вопросов, когда пытаешься запомнить основные данные, «примеряя» теорию на проекты, прошедшие через твои руки, все тоже кажется вполне логичным. Ибо проект - это по сути любая задача с установленными исходными данными и результатами, которые определяют способ ее решения. Но когда начинаешь отвечать на вопросы тестов, то уловить вот эту вот разницу с первого раза бывает очень сложно.
Например, вопрос теста: Что такое план проекта?
а) Документ, содержащий перечень и порядок проектных работ, методы, условия и средства их выполнения, а также указания ответственных лиц и исполнителей для каждой работы.
б) Документ, содержащий список проектных работ, методы, условия и средства их выполнения, определение всех видов ресурсов, а также указания ответственных лиц и исполнителей для каждой работы. в) Документ, содержащий перечень и порядок проектных работ, методы, условия и средства их выполнения, определение всех видов ресурсов, а также указания ответственных лиц и исполнителей для каждой работы. г) Документ, содержащий перечень и порядок проектных работ, методы, условия и средства их выполнения, определение всех видов ресурсов, а также описание взаимоотношений между всеми участниками проекта
На первый взгляд все ответы выглядят одинаково. Интуитивно выбрать не получилось. Пересдача возможна только через 12 часов, поэтому для тех кому интересно, что собой представляет жизненный цикл проекта, предлагаю вместе со мной разобрать все эти основные фазы на примере моего последнего проекта. Ни для кого не секрет, что это … мой ремонт! Ну чем не проект? Со своими установками, задачами, жизненным циклом.
Да, кстати, для справки, жизненный цикл проекта - это интервал времени между моментом появления проекта и моментом его закрытия. При этом любой проект состоит определенных этапов, а все состояния, через которые проект развивается, называют фазами. Фазы обычно делят на стадии, стадии - на этапы, этапы - на работы и т.д. Этот способ планирования и реализации называют инкрементным методом построения жизненного цикла.
Мой инкрементный метод построения мог бы выглядеть следующим образом:
ФАЗЫ подготовка к ремонту
реализация
окончание работ
СТАДИИ выбор концепции & дизайн
закупка материалов найм мастеров расчет финансов укладка теплых полов установка новой инженерной развязки установка инсталляции и новой сантехники укладка новой плитки и потолка установка новой двери пуск в работу/эксплуатацию оплата работ
ЭТАПЫ замеры помещения набросок рисунка выбор цветовой гаммы и общего фасона
Под этапом №1 "замеры помещения" пошли бы такие работы как поиск рулетки, запись данных на листочек и так далее. На досуге заполню полностью, может быть.
Тут все очень просто. Но это только начало.
Универсального принципа разделения жизненного цикла на фазы нет, но в качестве основных обычно выделяют начальную фазу и фазу завершения. Потому что обычно факт начала работ, так же как и факт окончания проекта оформляется официальной документацией. Хотя традиционно и обоснованно в проекте присутствует 4 главные фазы:
Переход из одной фазы в другую условный и определяется так называемыми контрольными пунктами (вехами), в период прохождения которых активируется дополнительная информация. Существует оценка фаз по критериям. И основной - на мой взгляд - состоит в том, что окончание одной фазы подразумевает создание какого-то либо промежуточного либо конечного продукта, а также предусматривает контрольные мероприятия, выявляющие допущенные ошибки для определения контрольных мер.
Собственно, когда мы сняли ламинат в коридоре для прокладки теплых полов и обнаружили, что это физически невозможно, это была непредвиденная деталь, выявленная в процессе реализации проекта и требующая корректировочных мер, что соответственно вернуло нас с фазы реализации на фазу планирования.
И здесь становится очевидно, что порядок выстраивания фаз может быть различным, и именно это и определяет жизненный цикл проекта.
Но при всем возможном многообразии выделяют три основные модели жизненных циклов:
Каскадная - подразумевает последовательную реализацию проекта от одной фазы к другой поочередно
Итеративная - подразумевает выполнение работ одновременно с анализом и корректировкой предыдущих фаз итеративно (многократно)
Спиральная - подразумевает неоднократно повторяющуюся последовательную смену фаз для определения оптимального варианта реализации проекта.
Каждая модель имеет свои плюсы и недостатки, и, начиная проект, мы не особо задумываемся какую модель будем использовать для реализации. Но для людей, которые проектами управляют, и я сейчас о действительно крупных проектах, это важно. Понятное дело, что процесс конвеерной сборки автомобиля будет отличаться от процесса реставрации старого здания, и уж тем более от запуска спутника на орбиту.
При реализации проекта в соответствие с каскадной моделью работа над ним протекает линейно, через последовательность таких работ, как: анализ требований, проектирование, разработка и анализ подпроектов, анализ проекта в целом. Минусом каскадной модели является накапливание к моменту окончания вероятных ошибок на ранних фазах, повышение рисков провала проекта, повышение его стоимости.
При итеративной модели планирования процесс осуществления проекта в каждой своей фазе проходит повторяющийся цикл планирования, реализации, контроля и оценки. Эта модель хороша, так как снижает вероятность возникновения больших рисков на начальных фазах проекта, что ведет к снижению расходов, позволяет концентрировать усилия на наиболее критичных направлениях и оценивать успешность реализации проекта в целом, равномерно распределяет нагрузку на участников команды и расходы по всем фазам реализации проекта.
В спиральной модели каждый виток соответствует части или версии проектного продукта, на нем корректируются цели и параметры проекта, анализируется его качество, и намечаются работы для следующих витков спирали. Таким образом, детали конечного продукта последовательно конкретизируются и доводятся до совершенства на различных фазах, приводя к завершению оптимальный выриант, полученный в результате самого процесса. Основная проблема спирального цикла - не явный момент перехода от одной фазы к следующей. Хотя этот подход минимизирует риски при наличии большого количества непрерывных изменений в требованиях к проекту и плюс работает, если у проекта сжатые сроки, нехватка специалистов и маловато информации о внешнем окружении проекта.
Мне кажется, что теперь ни для кого не секрет какую модель я применила при реализации своего проекта, правда же?
Делимся идеями, товарисчи! Тренеруем мозх.
Что называется почувствуй себя студентом!
А теперь ввозвращаемся к тесту выше! Какой вариант ответа верный то?!