Недавно на работе мне в руки попали два довольно интересных альбома с акварелями немецкого художника, артиллериста зенитчика армии Вермахта, Фрица Браунера. Работы свои Браунер создавал в ходе продвижения на восток 47-го танкового корпуса, в период с лета 1941 по зиму 1942 годов. На акварелях изображается преимущественно центральная часть России - Смоленская, Брянская, Орловская области. Основные мотивы - военные будни солдат Вермахта, бытовые зарисовки, виды местности захваченных территорий, а также изображение русской деревни и пейзажей средней полосы.
Что оказалось довольно непривычным - так это общая умиротворенность работ, и исходящее от них спокойствие. Альбомы начисто лишены какой-либо агитационной нотки. Глядя на акварели Браунера (учитывая наше воспитание по вопросу 2-й Мировой и особенно Великой Отечественной), складывается впечатление, что война отдельно, а происходящее на акварелях - само по себе, т.е. общее настроение никак не передает всего ужаса войны. Что, в целом, неудивительно - вторая, а то и третья линия, в которой стояли зенитчики, первые полгода наступления, когда самые тяжелые для армии Германии столкновения еще не были пройдены.
По слухам - подобного рода работы отсылались в Германию, печатались там в виде открыток и распространялись среди населения, дабы создать ощущение причастности к происходящему.
В итоге мы имеем очень красивые, сильные с художественной точки зрения акварели, ценный исторический документ и образец искусства, на который сложно смотреть спокойно. У меня, по-крайней мере, не получилось: до такой степени нехарактерное изображение событий, изменивших судьбы XX столетия.
Я не вижу в этих работах ни надрыва, ни ненависти, ни злобы; только тихое упоение природой, зафиксированные факты и живой интерес к таким странным, непохожим на европейцев людям. Названия тоже ёмкие и довольно мягкие: "В русской избе","Беженка возвращается", "Смоленск", ""Русский бомбардировщик устает"...
Разве что вот эта работа кажется наиболее остро и ярко отражающей реалии октября-ноября 41.
Небольшой upd. К вопросу о достоверности.)