Не было у бабы печали, купила баба порося. Торкнуло меня тут как-нибудь на досуге сделать себе польский народный костюм. Причем совершенно неочевидно, где этот самый досуг найти, очевидно между всеми остальными домашними делами и пошивом платьев к модерново-эдвардианскому балу. Но вот торкнуло, причем так сильно, что стала я искать, какой польский национальный костюм себе шить и какая про него есть инфа в сети. Методом тыка был выбран костюм курпов пущи Зеленой. В принципе, географически это самое близкое место к месту проживания моих предков в Литве. Костюм интересный, вот тут можно его посмотреть. Инфы тоже нашлось порядком, даже по вышивке. Но в основном - все на польском. Ну да ладно, как-нибудь разберусь. Вот, что я нашла:
Кошулька - самая основная часть костюма. Шилась из льна, причем могла шиться очень хитро - верх из более тонкой ткани, низ - из более грубой. Шилась длинной, в основном до колен. Крой - самый обычный, прямоугольниками. Рукава собирались пышными складками в манжеты. Украшалась вышивкой по воротнику и манжетам, в основном красной ниткой. Однако этографические данные свидетельствуют о вышивках и синей, и зеленой, а также желтой ниткой. Мне на картинках попалась только зеленая вышивка, синей и желтой - ни разу.
Сподница, она же юбка - шилась до первой мировой до лодыжек, позже - до середины голени. До первой мировой войны ткань на юбку шла особая, тканая из двух ниток, в основном красной и зеленой. Теперь же юбку делают одноцветную, просто украшенную полосами, можно и атласными ленточками.
Выстек, или корсет - жилет. Шился или из шерсти красного или сапфирового ( полагаю, что ярко-синего) цвета, или же из .... черного бархата. Но мне попались и варианты из парчи.
Шился оригинальным образом - центр был короче, так, чтобы видна была кошуля, на боках было что-то типа баски. Украшался тоже атласными лентами и тесьмой. Зимой женщины курпов носили кафтаник. Изображения этого самого кафтаника мне найти не удалось. Удалось найти описание - шился из толстого сукна или шерсти, с баской и складками сзади, украшался блестящими пуговицами.
Запаска - или фартук. Опять же до первой мировой войны шился из той же полосатой ткани, что и юбка. После, уже ближе к нашему времени, фольклорные коллективы стали носить праздничный вариант фартука - белый, украшенный кружевными прошвами.
Корале - в качестве украшения носили бусы из янтаря. Особым шиком считались три нитки янтарных бус.
Самая интересная часть костюма - головной убор чулко. Происходит не от слова "чулок", а от "чело". Высокий чепец обтянутый черным бархатом, украшенный кораллами, драгоценными камнями, лентами и с одной стороны - цветами. Опять же этнография полагает, что мог украшаться и перьями. Правда, молчит о том, какими. И с этим самым головным убором получается закавыка. Носили чулко только незамужние девушки на выданье. Детям и замужним женщинам носить его было не комильфо. Я вроде как по статусу - незамужняя, и мне полагается это самое чулко, но по возрасту .... в 38 лет я наврядли уже тяну на девушку на выданье. А про старых дев к сожалению ничего сказано не было, чего они на голове носили. Замужние же, с обряда надевания чепца, носили чепчик и повязанный поверх чепчика платок. Вот я и гадаю, какой головной убор мне делать - чулко очень красиво и заманчиво, но ближе к правде наверное все же чепчик с платком....
Вот как-то так ....