Apr 05, 2019 19:02
Рассказывала про один из видов взаимодействия неаллельных генов, называемый рецессивным эпистазом.
Объясняла примерно так:
Представьте, что вы решили сделать красивые пасхальные яйца. Например, красные. Что для этого нужно?
1. яйца
2. краситель
Берём краску, опускаем в нее яйца, вынимаем - получаем задуманный результат.
Что будет, если мы купили яйца, но забыли краску? Будут просто белые яйца, никакой красоты.
Что будет, если мы купили краску, но забыли яйца? Пасхальные яйца тоже не получатся, потому что краску не к чему приложить.
То есть, если не хватает любого из 2 ингредиентов, то результат получится одинаковым - это отсутствие пасхальных яиц.
Если перевести этот пример на язык биологии, получим следующее:
Чтобы проявился некоторый признак, необходимо, чтобы произошло взаимодействие двух определенных белков: субстрата (яйцо) и фермента (краситель), который может поменять конформацию субстрата, и тот как-то по другому сможет проявится (было яйцо белое - стало цветное). Информация об этих белках записана в ДНК.
Если ген, кодирующий белок-субстрат работает нормально (то есть, он доминантный, и белок действительно синтезируется), то ген, кодирующий фермент, получит возможность проявить на него своё действие (доминантный вариант - красные яйца. Но если форма будет рецессивная, то фермент окажется бракованным и не сможет изменить субстрат. То есть, яйца останутся белыми).
Если ген, кодирующий белок-субстрат не работает (то есть, он в рецессивной форме, и белок либо не синтезируется вообще, либо синтезируется в обрубленном виде и фермент его не узнаёт), то нам уже не важно, что там происходит с геном, кодирующим фермент. Признак не проявится, потому что реакции субстрат-фермент не произойдёт. (Яиц нет, красить нечего - расходимся).
З.Ы. Про фотосинтез помню. И даже пишу)))
Просто эта пасхальная аналогия, на мой взгляд, настолько классная, что захотелось поделиться ей с миром! К сожалению, не могу развернуться сейчас в теме во весь рост, поскольку слишком много надо написать предварительно по генетике. Что такое аллельные и неаллельные гены, например. А это придётся с самого начала, с гениального исследования Грегора нашего Менделя начинать....
что-то прекрасное,
размышления,
организм,
молекулярная биология,
репетитор,
вопросы из головы,
самообразование