Метафора сердца сложилась в XIII веке. Сердце представлялось как сосредоточие всего духовного в человеке. В конце XVII века сердце стало олицетворяться со Святым Сердцем Иисуса, в связи с чем рана на теле Христа в момент распятия была перенесена с правой на левую часть тела. А сердце Марии стало изображаться пронзенным семью мечами скорби...
The Sacred Heart of Jesus and the Sorrowful and Immaculate Heart of Mary
Purisimo Corazon de Maria, The Immaculate Heart of Mary. Attributed to Leoncio Asuncion y Molo (1813 -1888) Filipino
The Immaculate Heart of Mary
Immaculate Heart of Mary
Milagros heart
Immaculate Heart of Mary
Sacred Heart
Vintage Sacred Heart Mother Mary Jesus Stained Glass Religious Altar Statue
Почитание Святейшего Сердца Иисуса имеет долгую историю. Первые упоминания, указывающие на его существование (или возникновение) относятся к XI-XIII вв. Одно из них мы встречаем в "Vitis mystica", труде, создание которого приписывается св. Бонавентуре (1221-1274). Известно, что Святейшее Сердце так или иначе почитали в семьях св. Матильды (ум. 1298) и св. Гертруды Хельфтской (1256-1302). Святая Гертруда - один из известнейших немецких мистиков. Особенно важным для истории культа Святейшего Сердца является ее самое первое видение, имевшее место на празднике евангелиста Иоанна в 1281 году. Приложив голову к Христовой Ране, она услышала биение Его Сердца. Тогда она спросила Иоанна, почему он не сказал ни слова о биении Христова Сердца после того, как услышал его на Тайной Вечери? Иоанн ответил ей, что тогда сохранил тайну потому, что она должна была открыться в последующие печальные времена, когда понадобится вновь зажечь любовь в людских сердцах.
Святая Гертруда Хельфтская Святая Матильда
Понятно, почему внимание к Сердцу Христа возникло именно в это время. В XII веке получил широкое распространение культ почитания святого человечества Христа, сопровождавшийся сильным интересом к событиям Его земной жизни, местам, касавшимся этих событий, Его страданиям и орудиям этих страданий.
Sacred Heart. Holy card
Holy card
В XIII-XVI вв. почитание Святейшего Сердца Иисуса стало распространяться, мы встречаем его в жизнеописаниях святых, в практиках францисканского, доминиканского, картезианского орденов. Параллельно с ним существовало глубокое почитание Пяти Ран Христовых (и почитание центральной Раны в Сердце было "предтечей" культа Сердца). Внутреннего развития мистика Святейшего Сердца в этот период не получила.
Vintage Assemblage Sacred Heart Necklace, Ex Voto Wearable Altar
Закат Средневековья был временем, когда верные христиане пытались противостоять падению нравов и распространению "философии" вседозволенности, прибегая к аскетическим духовным практикам, медитациям, духовным упражнениям. Множество благочестивых мирян уходили из мира, посвящая жизнь созерцанию. На этом фоне в XVI веке сформировалась аскетическая практика поклонения Сердцу Иисуса с молитвами и упражнениями. Она много восхвалялась современниками. О ней писали Луи из Блуа и блаженный Иоанн из Авилы. Картузианец Ланспергий (1489-1539), аскет и писатель, с настойчиво призывал всех христиан с особой любовью почитать Святейшее Сердце и подражать Ему. Он был первым, кто ясно и убедительно изложил те основы и принципы, на которых выросло это почитание.
Sacred Heart
Однако заметным явлением в церковной жизни культ стал уже в Новое Время. Почитание Сердца Иисуса практиковалось среди последователей devotio moderna («нового благочестия», принятого в общинах «Братьев совместной жизни» в Нидерландах), поддерживалось некоторыми членами возникших в XVI веке новых монашеских орденов - иезуитами и ораторианами, а также «старых» орденов - бенедиктинцами, кармелитами, францисканцами, и известными в Европе учителями аскетики. Французский священник эпохи Людовика XIV (вторая половина XVII века) св. Жан Эд в 1672 г. с разрешения духовных властей впервые отслужил Мессу Сердцу Иисуса. Он же стал основоположником одной из традиций почитания Сердца Иисусова во Франции.
Sculpture Sacred heart
Vintage Book Art Print - Antique Sacred Heart Art - Upcycled Antique Book Print
Огромную роль в распространении культа Сердца Иисуса сыграли мистические видения монахини Маргариты Марии Алакок. Иисус явился ей в октаву праздника Божия Тела 1675 г. и повелел добиваться установления праздника в честь Его Сердца. Сестра Алакок получила поддержку со стороны своего духовника-иезуита Клода де ла Коломбье. В 1684 г. увидела свет книга Коломбье с описанием видений Маргариты Марии, в 1691 г. - биография Маргариты Марии, принадлежащая перу иезуита Жана Круазе, а в 1698 г. - ее собственная книга о почитании Сердца Иисуса. Все они пользовались огромной популярностью в среде французского духовенства, монашества и набожных мирян. Некоторое время формы почитания Святого Сердца, восходящие к отцу Жану Эду, существовали параллельно с традицией Маргариты Марии Алакок и отца де ла Коломбье. Впоследствии оба движения слились воедино. Почитание Сердца Иисусова ширилось, возникали многочисленные братства, посвященные «Святому Сердцу». В 1720 г. зафиксировано первое публичное - вне монастырских стен и приватных богослужений церковных братств - поклонение Сердцу Иисуса и всеобщее посвящение ему. Это произошло в Марселе во время эпидемии чумы. Однако Рим долго медлил с установлением соответствующего праздника. Наконец, Папа Климент XIII полуофициально утвердил его для Франции в 1765 г. В 1794 году Папа Пий VI в своей булле «Auctorem fidei» защищал почитание Сердца Иисуса от нападок янсенистов, утверждавших, что недопустимо поклоняться телесному сердцу, отделенному от полноценной личности Иисуса Христа.
Sainte Marguerite-Marie Alacoque
В 1856 г. Папа Пий IX провозгласил праздник Сердца Иисуса обязательным для всей Церкви. Папа Лев XIII в 1889 г. поднял его ранг до наивысшего (solemnitas - «торжество») и рекомендовал посвящение всего мира Сердцу Иисуса. Прежде подобная практика существовала лишь в отдельных монастырях и братствах, однако в 1875 году - в ознаменование 200-летия явления Иисуса Маргарите Марии Алакок - такие посвящения прошли по всему католическому миру. 11 июня 1899 года Папа Лев XIII сам посвятил Сердцу Иисуса всё человечество, назвав это «великим деянием» своего понтификата. Об этом посвящении его попросила португальская монахиня Мария Святого Сердца из конгрегации Доброго Пастыря, утверждавшая, что ее об этом, в свою очередь, попросил Сам Иисус Христос. Она умерла в день праздника Пресвятого Сердца, за два дня до «великого деяния» Льва XIII. Лев XIII также утвердил вотивную Мессу Сердцу Иисуса, которая отныне должна была совершаться по первым пятницам месяца.
Sacred Heart
18th c. French Christmas Heart Cherubine Angel
19th century. French Sacred Heart banner
ANTIQUE FRENCH 19 TH-C RELIGIOUS BANNER SACRE HEART GOLD METALLIC EMBROIDERY
В первой половине XX века, в период тягчайших испытаний, выпавших на долю европейского человечества, культ Сердца Иисуса стал особенно популярен. В это время были канонизированы предтечи почитания Пресвятого Сердца: сестра Маргарита Мария Алакок - в 1920 г., отец Жан Эд - в 1925 г. (в 1903 году папа Пий IX провозгласил Эда носителем героических добродетелей и присвоил ему титул «автора богослужений Святейшему Сердцу Иисуса и Святому Сердцу Девы Марии»), а отец Клод де ла Коломбье был причислен к лику блаженных в 1992 году. Папа Пий XII посвятил почитанию Сердца Иисуса специальную энциклику (1956 г.).
Aingeal - Sacred Heart Pictorial Necklace
Резкие протесты против культа Сердца Иисуса раздавались в лагере янсенистов (оппозиционное движение в Католической Церкви XVII-XVIII веков, в конце концов отделившееся от нее) и среди богословов-рационалистов эпохи Просвещения. Уже в XX столетии попытку дать более глубокое обоснования практике почитания Сердца Иисуса предпринял виднейший немецкий богослов-иезуит Карл Ранер. Он указал на символическое значение «сердца» как пра-Слова, пра-Понятия, на котором основываются Священное Писание и древняя церковная практика, а также как центра личности, средоточия человеческого «я» как такового. Тем самым мы можем говорить о богословско-антропологических основаниях данного культа. Сердце Иисуса - это центр Его воспринятой ипостасью Слова человечности, исполненное милосердной любви Богочеловечество Христово.
Antique Ex Voto
Литургические тексты праздника подчеркивают необходимость уподобления сердцу Иисуса и умению узнавать Его в братьях, а префация указывает на пробитое копьем Сердце Иисуса как источник освящающей благодати таинств Крещения и Евхаристии, без которых невозможно Спасение.
Antique French Ex Voto
В современном церковном календаре Сердцу Иисуса, кроме специального праздника, посвящаются каждая первая пятница месяца и весь месяц июнь.
Antique French Domed Sacred Heart Reliquary
Large ex voto flaming sacred heart with paste stone religious
Маргарита Мария Алакок (1647, Лотекур в Бургундии - 1690, Парэ-ле-Мониаль). Пятая из семи детей провинциального нотариуса. Маргарита вспоминала, что четырехлетним ребенком принесла обет девственности, не понимая ни того, что такое обет, ни что такое девственность. В восемь лет она потеряла отца и была отдана на воспитание в школу клариссок в Шаройе. Монастырская жизнь ей понравилась, а девочка понравилась монахиням, разрешившим ей приступить к Первому Причастию в девять лет (на пару лет раньше принятого тогда срока). Впрочем, из-за начавшейся болезни (ревматизма) ей пришлось покинуть школу и вернуться домой.
Годам к пятнадцати болезнь прошла, зато отношения с родными осложнились: Маргарита считала, что ее мать обижают сестра с мужем, захватившие в свои руки всю власть в доме, да и ей самой приходилось несладко. Нравы были суровые, девушка не могла пойти в церковь без разрешения, а разрешения не давали, заявляя, что она ищет предлог, чтобы обзавестись ухажёром. После такого отказа Маргарита иногда плакала в уголке сада весь остаток дня. При этом она сама считала себя слишком легкомысленной и склонной к развлечениям сверх меры, подумывала о браке, на котором настаивали мать и родные. Однако к двадцати годам, когда родственники стали решительнее подталкивать ее к замужеству, она сделала выбор в пользу монашества.
Годам к пятнадцати болезнь прошла, зато отношения с родными осложнились: Маргарита считала, что ее мать обижают сестра с мужем, захватившие в свои руки всю власть в доме, да и ей самой приходилось несладко. Нравы были суровые, девушка не могла пойти в церковь без разрешения, а разрешения не давали, заявляя, что она ищет предлог, чтобы обзавестись ухажёром. После такого отказа Маргарита иногда плакала в уголке сада весь остаток дня. При этом она сама считала себя слишком легкомысленной и склонной к развлечениям сверх меры, подумывала о браке, на котором настаивали мать и родные. Однако к двадцати годам, когда родственники стали решительнее подталкивать ее к замужеству, она сделала выбор в пользу монашества. В двадцать два года она приняла таинство Миропомазания и взяла второе имя «Мария», а в двадцать четыре поступила в монастырь сестер-визитанок в Парэ-ле-Мониаль (Орден «визитанок» - в честь Посещения Пресвятой Девой Марией святой Елисаветы - основан св. Франциском Сальским и св. Иоанной Франциской де Шанталь; относится к монашеским орденам созерцательного типа). Здесь ей тоже пришлось нелегко, она пыталась, но не могла быть «как все». Спокойная, медлительная до неуклюжести, она была послана в монастырскую больницу под начало энергичной, расторопной сестры Катрины Маре. К тому же традиции аббатства требовали совершенствоваться в медитативной молитве, сопровождаемой размышлениями, а Маргарита Мария предпочитала молиться просто, созерцая нечто, видимое ей одной. 27 декабря 1673 г. во время такой молитвы перед Святыми Дарами она пережила встречу с Христом лицом к лицу, слышала Его простой и ясный голос, призывающий делиться Его любовью с людьми.
mid-18th C. Mourning pendant, gold or brass metalwork with garnet crown and hair work encased in crystal
Главным для нее стало почитание Сердца Иисусова. Эта традиция была известна в Западной Церкви со времен Средневековья, однако оставалась на периферии церковной жизни. Иисус сказал Марии, что Его Сердце следует не просто почитать, но и изображать, и почитание этого изображения следует всячески распространять. Полтора года спустя, в октаву праздника Божия Тела 1675 г., Алакок услышала повеление установить особый день молитв Сердцу Иисуса, в искупление холодности, которой человечество отвечает на Его любовь. Настоятельница общины после некоторых колебаний поверила в то, что откровения Алакок действительно исходят от Бога, а не рождены эгоистическим желанием покрасоваться. Впрочем, были среди монахинь и такие, которые считали, что сестру Марию надо просто кормить досыта, и тогда галлюцинации прекратятся. Решающей для нее оказалась поддержка священника-иезуита Клода де ла Коломбье (впоследствии причислен к лику блаженных), который некоторое время был в обители духовником сестер. Однако спустя некоторое время он был послан в Англию, откуда вернулся лишь в 1681 г. и вскоре умер в Парэ. Но незадолго до смерти он успел написать книгу «Духовное уединение», в которой сообщал об откровениях Маргарите Марии Алакок. Книга была издана в 1683 г. и весьма способствовала расширению почитания Сердца Христова. В монастыре Парэ-ле-Мониаль она читалась вслух во время трапез как духовная литература.
Sacred Heart
Постепенно сомневающиеся либо поверили Алакок, либо умолкли. Новая аббатисса сделала ее своей помощницей. Маргарита Мария была назначена руководительницей послушниц, а на ее беседы с новичками добровольно приходили и опытные монахини. С 1685 г. многие члены монашеской общины в Парэ-ле-Мониаль в частном порядке отмечали 21 июня праздник Святейшего Сердца Иисусова, а два года спустя в обители построили часовню, посвященную Святому Сердцу. В 1689 г. Маргарита Мария познакомилась со священником-иезуитом Жаном Круазе, который под ее влиянием стал одним из самых ревностных распространителей культа Иисусова Сердца во Французском королевстве.
О своих мистических переживаниях сестра Маргарита Мария поведала в книге «Поклонение Сердцу Иисуса», которая была издана уже после ее смерти, в 1698 г. Канонизирована Папой Пием XI в 1920 г. День памяти 16 октября.
Праздник почитания Святейшего Сердца Иисуса отмечается во всех католических странах, храня традиции и сам символ - сердце. Сердце носили в виде кулона на цепочке, как брошь, вышивали аппликацию.
Antique Beautiful Sacred Heart of Jesus Silk Embroidery Scapular Relics Peru
Давайте посмотрим современные сердца. Особенно много их в Мексике. Интересно сравнить сердца из Мексики и старые сердца из Франции. Как все-таки культура накладывает свой отпечаток.
Corazon de Hojalata
CORAZON ALADO
Corazon de Hojalata
Mexican sacred heart tin nicho with El Corazon
Dos Mujeres Mexican Folk Art - Tin Corazon With Rose
Sacred Heart
Corazon
А это работы современного дизайнера Lorena Angulo:
Corazon Lorena Angulo
Corazon Nicho pendant Lorena Angulo
Fabricated nicho with copper sheet and a copprclay hand sculpted roses and leaves. Lorena Angulo Metal clay jewelry
Теперь становится многое понятно, когда встречаешь Святое Сердце даже на показах от кутюр. Лишний повод остановится и задуматься, что до нас хотел донести автор.
Jean Paul Gaultier Haute Couture Spring 2007
Jean Paul Gaultier Haute Couture Spring 2007
Christian Lacroix Haute Couture Spring 2009
Christian Lacroix Haute Couture Spring Summer 2007
У Кристиана Лакруа есть огромная серия брошей сердец, которые сейчас так модны среди любителей винтажа. Безусловно, они красивы и индивидуальны.
Так же у Лакруа есть серьги с сердцами.
Вот так многие повседневные вещи приобретают смыслы, иногда совсем непростые и глубокие.
p.s.: А что для вас значит брошь в виде сердца, когда вы ее одеваете?