Тициан Вечеллио. Портреты на выставке в Пушкинском музее.

Sep 09, 2013 16:39

В прошлые выходные мне удалось побывать в Пушкинском музее на выставке картин художника эпохи Возрождения Тициана Вечеллио. Это было потрясение для меня. Как же важно видеть оригиналы работ, а не репродукции. Хочу поблагодарить Аню Тарабрину за компанию и возможность потом обменяться впечатлениями от выставки :)
А теперь я поделюсь с вами своими открытиями. Три портрета.

Портрет Томаззо или Винченцо Мости.



Портрет Томаззо или Винченцо Мости. Переведен с дерева на холст. Масло 1520-1526 годы Галерея Палатина Палаццо Питти во Флоренции.

Описание из музея:
Портрет происходит из собрания кардинала Леопольдо деи Медичи, в 1675 году вместе со всей коллекцией кардинала поступил в Питти. Надпись на обороте, возможно, скопированная со старой, утверждает, что портрет изображает Томмазо Мости, секретаря герцога Феррары, Модены и Реджио Альфонсо д'Эсте. Однако в 1952 А Ладзари, нашедший новые архивные документы о семье Мости, доказал, что моделью Тициана не мог быть Томмазо Мости, носивший сан священника, в то время, как, на портрете изображен молодой человек в светском костюме. Ладзари высказал предположение, что портрет галереи Питти написан с брата Томмазо - Винченцо Мости, так же бывшего секретарем и фаворитом ферарского герцога. «Винченцо Мости» - один из лучших портретов Тициана 20х годов - завершает, вместе с луврским «Юношей с перчаткой», первый период творчества величайшего итальянского портретиста.В облике молодого придворного - уравновешенность, спокойное самообладание. Спокойствие позы, устойчивость и ясность пирамидальной композиции, ритмическое равновесие рождают ощущение собранности, внутренней организованности. И в то же время холодновато-невозмутивый герой Тициана представляется наделенным необычайной для итальянского портрета того времени полнотой жизни. Художник находит в облике своего героя и черты определенного, неповторимого характера, подчеркивает твердость и законченность черт лица, открывает в своей модели не только очарование молодости, но и черты натуры, искушенной в жизни, наделенной спокойным и чуть ироничным умом.

Молодой мужчина, который изображен на полотне, просто прекрасен. Сколько вдумчивости, глубины в нем. Первое на что я обратила внимание на этом портрете, это было освещение, совершенно особенное. Свет, выделяющий из тьмы его лицо, плечо и руку. Лицо спокойное, умиротворенное, я бы даже сказала одухотворенное. Все достаточно мягко, обволакивающе. Черное объемное одеяние, мягкое, в котором словно надрывы белого меха на рукаве, ворот. Но впечатления тяжести одежда не производит, а ощущение наполненности. Духовные искания, поиск добродетелей, света среди тьмы с волей и смирением. Путь длиною в жизнь.

Портрет графа Антонио ди Порчиа.



Портрет графа Антонио ди Порчиа 1535 Милан, Пинакотека Брерра

Описание из музея:
Антонио Порчия - дворянин из Порденоне (город в одноименной итальянской провинции). Официальный портрет благородного мужа (один из самых больших портретов Тициана) - типичная для того времени работа на заказ. Исследователи считают эту работу одной из лучших работ зрелого периода художника. Величественность графа подчеркивает массивная золотая цепь, напоминающая орден Золотого руна. Спокойный, внимательный взгляд, спокойные, пушистые облака, не закрывающие синеющее за окном небо.
Картина долгие годы хранилась у потомков господина Порчия, а потом вместе с семьей переехала в Милан, где была унаследована Евгенией Висконти Литта Аресе, которая в 1891 году в свою очередь подарила ее городскому музею - Пинакотеке Брера.

Этот портрет мне достаточно сложно описывать: разные чувства он вызвал во мне, когда я его рассматривала на выставке. Безусловно, ощущаются благородство, огромная воля, но не даваящая, а спокойная, и тем самым еще более не победимая. Этому человеку не нужно доказывать, кто он есть. Он соответствует своему положению, находится на своем месте. Четкие, ясные черты лица, твердый лоб, взгляд, проникающие прямо в тебя, от которого не укроется ни одна деталь. Но так же чувствуется и дистанция. Черное роскошное и одновременно сдержанное одеяние, достаточно весомое, как мне кажется, золотое украшение: совершенно нет лишних деталей, все к месту. Так же мы видим фон - это темная стена за героем картины и окно, в котором виден пейзаж, спокойный и красивый. Возможно четкая граница стены и окна с пейзажем так же способствует ощущению дистанции.

«La Bella»



«La Bella» 1536 Флоренция, Палаццо Питти, Галерея Палатина

Описание из музея:
Возможно, картина написана для урбинского герцога Франческо мария дела Ровере или его сына Гвидобальдо. Поступила в коллекции Медичи в 1631 году, как и все картины урбинского собрания, с наследством супруги Фердинандо II Медичи Виттории делла Ровере. Возможно, именно этот портрет упоминается в письме урбинского герцога Франческо Мария делла Ровере своему послу в Венеции Леонарди как "Дама в синем". Имя изображенной неизвестно; делались попытки видеть в портрете идеализированное изображение урбинской герцогини Элеоноры Гонзага, но несходство «Bella» с портретом Элеоноры, хранящимся в Уффици, слишком велико. Похоже, изображенная женщина послужила моделью так же для тициановской « Девушки в шубке» венского Музея истории искусств и «Венеры Урбинской» из Уффици. «Bella» принадлежит к числу самых обаятельных и типичных женских портретов Тициана. Обаяние красоты, молодости, здоровья, счастливая полнота бытия, венецианское великолепие и праздничность гармонично сочетаются в нем с торжественной величавостью. Характерный для портретов этих лет поколенный формат позволяет Тициану подчеркнуть спокойствие и уверенность осанки молодой дамы, придать портрету импозантность.

Красавица, что верно, то верно. Сколько чувств изображено на этом полотне Тициана. Девушка, изображенная на картине, очень красива, но еще прекраснее она становится, когда всматриваешься в детали... Тогда замечаешь румянец на щеках, еле заметный намек на улыбку, как будто она ее сдерживает, взгляд достаточно пристальный, но еще секунда, и глаза будут смотреть вниз или в сторону... Далее мы замечаем наряд потрясающего колорита: лазурного синего и теплого, мягкого шоколадного (к сожалению, эта репродукция лучше, что нашла, в идеале, картину увидеть в живую, пока она представления в Пушкинском музее). Прохлада синего отталкивает, коричневый же -притягивает. Складки синего дышат полной грудью, а коричневые -  прерывисто глотают воздух. Здесь-то мы и обращаем внимание на руки, как много они говорят: одна рука в смущении теребит кисть от пояса на платье, другая словно прикрывает область живота, пытаясь как бы защититься, отгородиться, но при этом  пальцы этой руки уже раскрываются, и вот-вот рука пойдет вперед... Так и открывается смысл картины: влюбленность, трепет чувств, робость и стеснительность.

Выставка работ Тициана в Пушкинском музее

большие исторические стили, живопись, структура художественного образа, творческие привычки

Previous post Next post
Up