Любимая женщина двух Ренуаров

Apr 08, 2013 12:13

Оригинал взят у vita_colorata в Любимая женщина двух Ренуаров

Посмотрела фильм Жиля Бурде про "Последнюю любовь Ренуара", который с таким же успехом можно было бы назвать "Первой любовью Ренуара", поскольку двадцатилетний Жан Ренуар  до прекрасной Андре скорее всего переживал только детские влюбленности.
Фильм всячески рекомендую любителям красоты, поскольку удивительные пейзажи, женщины, интерьеры радуют глаза и душу.
Разумеется он интересен не только этим. В фильме словно оживают картины Пьера-Огюста Ренуара и одновременно кадры из фильмов его сына, известного режиссера ( два Оскара и много других наград) Жана Ренуара. Это наслоение ассоциаций и связь творчества отца и сына делают фильм более глубоким и объемным, чем просто история про состарившегося знаменитого художника и его молодого сына, плененными одной и той же женщиной.




В 1905 году в возрасте 64х  лет Ренуар со своей семьей - жена и трое сыновей: Пьер, Жан и Клод (Коко) перебрался  в городок Кань вблизи Антиба.  В начале они жили в здании почты, затем Ренуар распорядился построить дом "Колетт" в оливковой роще, который стал его студией на последние 14 лет его жизни. В это время он был уже признанным и знаменитым художником и его часто посещали туристы, которые хотели увидеть художника за работой. Но были здесь и посетители, которых он ждал - друзья-художники. Здесь побывали Роден и Майоль, Альбер Андрэ и Вальтер Паш, а также известный торговец картинами Амбруаз Воллар, для которого Пикассо когда-то сделал серию чудесной графики.
Дом был написан Ренуаром, и прекрасная оливковая роща, и море, в фильме оживают пейзажи, которые мы знаем по его картинам.





Узнается даже кувшинчик, который тоже писал Ренуар.



Но самый главный акцент фильма сделан на свет, который так любил  и умел писать Ренуар, недаром ему было важно, чтобы кожа натурщицы светилась. Фильм напоен светом и негой юга, когда женщины немного в истоме и полусне.



Мишель Буке, исполнивший роль Ренуара, напоминает нам фото художника  и его автопортреты.





Последние годы жизни Ренуара были омрачены болезнью : ревматоидный артрит прогрессировал и , начиная с 1910 года, он не мог передвигаться даже на костылях. Руки Ренуара были обезображены и напоминали когти птицы, их перебинтовывали марлей, чтобы ногти не врезались в ладонь. Кисть приходилось вкладывать в его пальцы. Ночью над ним ставили конструкцию из проволоки, чтобы простыня не прикасалась к телу. Однако на фотографиях мы видим в первую очередь цепкий горящий взгляд художника.



Ренуар работал несмотря ни на какие сложности. Более того, его работы этого периода жизни никак не отражают ни усталости, ни боли, в них только радость и восхищение красотой жизни и женского тела. Художник стремился работать, поскольку считал, что еще не достиг совершенства. За несколько дней до смерти он сказал :" Я все еще двигаюсь вперед".  Если бы он сдался, мы были бы лишены многих прекрасных работ.



Ничто не мешало Ренуару двигаться вперед, он увлекся скульптурой и использовал чужие руки, испанец Рихард Гвино был хорошим ассистентом и по указаниям создавал скульптуры, которых не касалась рука художника.
 Женщины были одной из главной тем творчества художника и Ренуар, восторгавшийся Тицианом, отчасти перенес на свое творчество образ тициановской женщины, рыжеволосой ( по венецианской моде того времени, когда дамы мыли для этого волосы коровьей мочой, что не сделаешь ради моды !) и с красивыми формами. Ренуар вдохновляется своими натурщицами отчасти,и  корректирует их внешность в сторону своего идеала.  Андрэ, которая стала его новой моделью, удивляется, что на картинах художника она выглядит такой пышной женщиной.  Она и впрямь была худенькой.



В фильме говорится о том, что Андрэ пригласила покойная жена художника, хотя это противоречит логике, она же выгнала предыдущую модель - Габриэль Ренан.



На самом деле Андрэ прислал Ренуару Анри Матисс.  Жена Ренуара умерла в 1915 году, после того как выходила после серьёзных ранений на войне двух сыновей - Пьера и Жана. На этом портрете жена, три сына и Габриэль написаны вместе.
Да, это не мальчик и две девочки, это три сына. Ренуар писал часто своих сыновей. В то время до определенного времени мальчиков одевали как девочек, однако Ренуар со своей любовью в изображению женщин и девочек немного усугубляет эту похожесть.



Юный Пьер. Пьер стал впоследствии актером.



Юный Жан.



А как важно для творческого человека остаться до конца жизни в глубине души этим рыжеволосым мальчиком !



Жан Ренуар - подросток.



Габриэль, которую вспоминает с радостью Жан, вдохновляла художника неоднократно. Он писал её вместе с маленьким Жаном.



Он изображал её в восточном костюме в 1909 году.



Очарование обнаженного женского тела у Ренуара лишено какого-либо намека на чувственность, это земные богини, полные величия, неспешности, полноты жизни. В чем-то они перекликаются с Кустодиевскими красавицами и Кустодиев тоже был далеко не здоровым человеком. Возможно поэтому оба художника так ценили здоровую естественную красоту женского тела.



Ренуар даже говорил, что если бы Бог не создал женские груди, то он не стал бы художником. Хотя в другой раз он признался, что считает лучшей частью женского тела ягодицы.





Андрэ -Мадлен Хейшлинг , которую в Академии живописи прозвали Дэдэ, вдохновляла художника удивительным светом от своей кожи, она позировала ему обнаженной, в фильме её играет Криста Тере.
Актриса чем-то напоминает одну из фотографий Андрэ.



В фильме её образ составлен еще и из женских образов с картин Ренуара, не всегда совпадающих по времени.



Более ранний портрет 1892 года.







На этом портрете изображена конкретно она.



Интересно сравнить с более поздним портретом  Андре авторства Андре Дерена , который хранится в Токио.



Некоторые моменты фильма любопытны, например, когда художник, пишущий маслом, окунает кисть в стакан с водой. Однако расплывающаяся в воде оранжевая краска создает ассоциацию с рыжими волосами модели.
Или сцена, где Андрэ позирует в нескольких позах для одной картины. Хотя на картине, действительно, все женщины словно написаны с одной модели.



Эти рисунки тоже попали  в кадр.



Престарелый Ренуар окружен женщинами, служанки становятся его натурщицами, натурщицы служанками. Андрэ хочет чего-то большего, чем остаться приживалкой при  художнике, она заигрывает с его сыном, вернувшимся с войны. Сцена с яблоком в фильме символична, яблоко со времен прародительницы Евы - символ соблазна. Недаром оно появилось потом в фильме Жана, ставшего режиссером.  Здесь эта сцена выглядит цитатой.



Жан увлекался в юности керамикой, но Андрэ внушила ему мысль о кино.  Жан Ренуар в своих мемуарах указывает, что хотел сделать из своей жены кинозвезду.  Скорее всего, Андрэ была сильной личностью, повлиявшей на его выбор и вдохновлявшей его достаточно долго.



Они поженились в 1920 году после смерти отца и жили вместе до 1931 года, Жан Ренуар снял её во многих фильмах, где  она играла под псевдонимом Катрин Хесслинг. Ренуар снимал поначалу черно-белые фильмы и выбрал для жены яркий контрастный макияж, эффектно смотревшийся на экране.



Он снял её в фильме Нана" по роману Золя
   

Нана была изображена на картине Эдуарда Мане,



но у Ренуара совсем иной образ, отчасти более вульгарный, отчасти более трагичный, контрастность макияжа напоминает белого клоуна, который смешон и трагичен одновременно.





Полосатый костюм героини и черно-белый контраст вызывает в памяти картину отца "В ложе", написанную Ренуаром в 1874 году. Так-как в романе Золя Нана умерла в 1870 году, то мы понимаем, что она была современницей художника, которому тогда было уже 39 лет.



Это афиши  фильма "Маленькая торговка спичками"





Сцена из фильма, где Андрэ подкрашивает Жану губы напоминает мужские образы из черно-белых фильмов того времени.



Другой женский образ из фильма Ренуара тоже напоминает картину его отца.





Река, которая показана в фильме, возникает и на картинах отца и в фильме сына " Река", где кадры похожи временами на  живопись. Рыжеволосая героиня в оранжевом платье вызывает ассоциации и с любимым образом отца и с кадрами из фильма, в которых рыжеволосая Андрэ появляется в оранжевом .





Французская история, современником которой был отец, неоднократно вдохновляла сына. В фильме "Элен и её муж".



В фильме с Жаном Габеном, где так зажигательно пляшут - "Французский канкан".





Ренуар стал знаменит в Голливуде и умер в Лос-Анджелесе в 1979 году, Андрэ-Катрин умерла в этом же году в безвестности, как написано в последних титрах фильма. Однако, как можно говорить про безвестность женщины, которая была музой двух великих художников , отца и сына




фильм, живопись, цвет, перепост

Previous post Next post
Up