Оригинал взят у
aroundtree в
Теремок.Оригинал взят у
aroundtree в
Теремок. В большом стольном граде,в одном славном городе.
В запутанных мещанских улочках.
Среди безликих хрущёвочек и панелечек.
За высоким забором.
За кронами столетних деревьев.
Вы никогда не увидете,
случайно не обрящете (об этом надо знать!).
Московское сокровище,кощеем охраняемое.
И выбросьте свой фотик-вам не дадут снимать!
Как кот учёный вокруг дуба,я хожу зимой и летом вокруг этого забора.
Заглядываю в окна...
Я очарована этим местом.Давно хотела о нем написать.
Но стража у ворот и в доме.
Здесь есть какая-то тайна!!!!
Вы можете фотографировать
"Троицу" Рублёва в Третьяковке,
уже можно снимать даже в Кремле,
но этот секретный объект скрыт и охраняется от чужого взора и фотоаппарата,
как зеница ока.
И лишь зайдя в переулочек,что вдали от проспектов,в глуби дворов,вы увидите сказочные врата,потемневшие от времени брёвна,остроконечные крыши,окна с кокошниками,старинные изразцы в цветочках...Терем позапрошлого века.Дом сказочника-художника Виктора Васнецова.В котором он жил с супругой Александрой,дочкой Таней и четырьмя сыновьями.
Как видите забор красят в... как вздумается.Интересно, как было при Васнецове?.
Путь к своему дому в Москве у Виктора Васнецова длился 16 лет!16 лет переезжать с квартиры на квартиру!Понимаю с какими мыслями писалась одноименная картина.Подумалось,куда уж нам роптать)
«У меня ни в Петербурге, ни в Москве никого близких не было, даже из знакомых, и, однако, я больше и сильнее Репина и Поленова ощущал, что без Москвы мне как художнику конец!».
В первые же дни он обежал всю столицу, удивляя окружающих подлинными слезами умиления перед Кремлевскими стенами, Красной площадью, Василием Блаженным... Наконец-то у него появилось чувство дома. Хотя дома в Москве у Васнецовых не было.
В Белокаменную он перебрался в 1878,а строить свой дом начал в 1891 году, купив участок в Троицких переулках на Самотёке.Тогда он получил гонорар за роспись Владимирского собора в Киеве.
Летом 1894 года Васнецовы переехали в ещё недостроенный дом.Это был самый счастливый момент в его жизни.Виктор Михайлович говорил:"Саша,родная,неужто мы с тобой в люди вышли? В люди!У бездомного перед жизнью никакой ответственности.Сегодня он здесь,а завтра порхнул и улетел.Птичка!Домохозяин другое дело.Домохозяин должен домоседствовать".
И своему брату:"- Итак, Аполлинарий Михайлович, у брата твоего отныне постоянный адрес:
Третий Троицкий переулок, собственный дом.
Надо было бы лишний раз напомнить Аполлинарию об изразцах, которые обжигали в Абрамцеве, но не стал его теребить просьбами: все сам знает, его сил тоже немало в терем-то вложено. Сказал о другом:
- Знаешь, Аполлинарий, вон уж мы с тобой какие… бородатые, а я нет-нет да и ущипну себя. Поверишь ли, все еще рябовским мальчиком себя чувствую. Дивлюсь! Втихомолку, конечно. Как же это мы из нашего-то чуть не кайского далека - в Москву, в художники, и уж поговаривают, что, мол, слава России…
- А ты вспомни, сколько труда положил на художество! Я когда про тебя, Виктор, думаю: мурашки бегут по спине. Это ведь все равно, что изо дня в день кувалдой по Кавказскому хребту. Без особой надежды, но изо дня в день."
Все эскизы и рисунки, касающиеся архитектуры и внутреннего решения дома, художник выполнил сам. В них он в концентрированном виде «сформулировал» идеал русского жилища, положив начало неорусскому стилю в архитектуре - этот стиль причудливо сочетал в себе принципы древнерусского зодчества с элементами модерна. Чуть позже неорусский стиль оказался в большой моде; немало известных зданий в нынешнем центре Москвы являются его образцами. Особенно преуспел в проектировании подобных зданий знаменитый архитектор Ф.Шехтель.
Расчитал проект архитектор М.В. Приемышев.
Дом построен в 1893-1894 годах архитектором В. Н. Башкировым.
Фото с сайта Третьяковской галереи.
С 1986 года в музейное объединение «Государственная Третьяковская галерея» в качестве отдельного подразделения входит Дом-музей В.М.Васнецова, открытый еще в 1953 году.
Сделан дом из дерева.Часть стен первого этажа снаружи оштукатурена.Сверху возвышается сказочный терем.
Разноцветные поливные изразцы с растительным орнаментом опоясывают дом с фасада,
как бы соединяя мир,созданный Богом, с миром,созданным человеческой фантазией.
Дом с высокой кровлей венчает сказочная бревенчатая пристройка в форме древнерусского теремка.
Окна декорированы лепными наличниками-кокошниками и колонками-дыньками.
По эскизам художника создан не только дом, но и вся его обстановка. Представляете, долгожданный дом,как художественное произведение,где продумана и любовно вычерчена каждая мелочь.
Первый этож из благородного деревянного бруса.
"- Деревом пахнет, - улыбаясь, сказала Александра Владимировна.
- Деревом, мама! Деревом! - откликнулся Виктор Михайлович, не удерживая в себе счастливой радости. - Разве сравнишь с кирпичом?! Кирпич для печки хорош, а для дома - дерево. Нам ведь не на вечность, нам - на жизнь."
В доме много выполнено по эскизам Врубелея-изразцы огромной печи, бюст египтянки ,Садко . Сказочные буфеты из дуба в гостиной и столовой изготовлены братом Виктора Михайловича по его эскизам. А крышка стола в гостиной с инкрустированным двуглавым орлом черного дерева была куплена хозяином у антиквара на Сухаревском рынке и датируется временем Петра Первого.Под столом были тайные ящички,где дети по праздникам находили подарки. И как у всякого художника на всех стенах дома картины.
Представили?В доме строго запрещено фотографировать.Поэтому скудное количество фото интерьеров комнат из интернета не передаст атмосферы дома.Его надо видеть!
Уклад в доме Виктора Васнецова был домостроевским.За трапезой собиралась вся семья и сначала читалась молитва.За столом нельзя было разговаривать.Во главе стола сидел хозяин дома в кресле в римском стиле ,который был сделан по его рисунку.
Окно мастерской на втором этаже.
В мастерской 3 огромных окна,нет окна на юг,т.к мастер работал при естественном освещении,чтобы не мешало солнце.
Деревьям и дому 118 лет!
Хозяйственная избушка во дворе.
И изысканная мозаика - Христос в окружении архангелов, работы Васнецова.
В.Васнецов собирал иконы.Однажды он показывал свою коллекцию гостям.
"Здесь одна дама в удивлении обратилась к нему с вопросом:
- Виктор Михайлович, как вы можете, создавши такую дивную красоту в своих картинах, интересоваться такою примитивностью и неумелостью?
- А вы, сударыня, газеты читаете? - неожиданно спросил ее художник.
- Конечно, - отвечала гостья, удивившись странности вопроса.
- Вы знаете, конечно, что в газетах бывают передовые статьи, а бывают и фельетоны?
- Да, бывают.
- Так вот это, - он указал на древние иконы, - передовая статья, а моя работа - фельетон. Перед этой иконой я поставлю свечку, а перед своей - подумаю…"
Я очень люблю
христианские работы и иконы художника."Бог Саваоф" и васнецовская Мадонна мои любимые.
"В доме необычная обстановка. Стены из толстых бревен, потолки из широких досок с массивными балками; большие красивые печи с медными дверками и отдушинами. Тяжелые резные дубовые шкафы, массивные стулья с высокими прямыми спинками. В столовой большие часы с тяжелым маятником, размеренным боем отсчитывают время…
Когда-то, при жизни хозяина, в доме пахло красками, холстом, немножко скипидаром и дымком, когда по утрам затапливали печи. Иногда по комнатам разносился запах ароматного ржаного хлеба, выпеченного из своей муки.
За окном мороз, стекла покрыты инеем, а в доме тепло, тихо, и этот запах домашнего хлеба."
фото из интернета
Деревянная винтовая лестница ,сделанная на одном столбе, без единого гвоздя,придает дому особую необычность. Она ведет из гостиной на второй этаж, где располагался кабинет-спальня хозяина, который домашние называли «светелкой» и святая святых дома - мастерская.
Под стать дому и мебель - эксклюзивная, как сказали бы теперь. Ее делали в Строгановских и Абрамцевских столярно-резчицких мастерских по древнерусским образцам, а также по рисункам самого художника в Вятке - последнюю работу выполнил его брат, Аркадий Михайлович.
На стенах развешаны кольчуги, русские национальные костюмы, средневековые гусли и самовары,
портреты родных, иконы, старинные часы мастера-самоучки Сысоя Кадкина.
Подлинные древнерусские доспехи были подарены В.Васнецову дирекцией Императорского Исторического музея за 25 метровое панно "Каменный век" для Исторического музея".
фото из интернета
Музейная мебель - предмет особого разговора. Сделанные по эскизам художника комоды, печки с изразцами, расписные стулья и буфет хранят свои маленькие тайны. Буфет, например, дети Васнецова когда-то прозвали «самобранкой» за то, что в обеденный час в нем как по волшебству появлялись тарелки с кушаньями. Секрет прост: он открывался с обеих сторон, и кухарка ставила в буфет подносы с едой со стороны кухни.
фото с сайта Третьяковской галереи.
А поднявшись на второй этаж, вы попадете в мастерскую с высотой потолка 6 м., по всем стенам которой развешены огромные картины мастера: «Царевна-Несмеяна», «Царевна-Лягушка», «Спящая красавица» и др. Кисти художника, его собрание икон, лавки, на которых вы будете сидеть, аквариум и, конечно, картины - все подлинное.
Ее масштабы впечатляют: площадь составляет 110 кв. метров, а высота достигает 6 метров.
Нарисованный на двери «Ангел молчания», приложивший палец к губам,встретит посетителей - так художник просил не беспокоить его и не отвлекать от работы.
В просторной мастерской художника у стен в натуральную величину стоят бесценные оригиналы картин. Когда хозяин работал, заходить сюда не разрешалось никому. Самую знаменитую картину «Три богатыря» Васнецов писал 18 лет. «Гулливерская» стремянка, которой он пользовался, нанося краску на холст, стоит на прежнем месте. Наверное, оттого и кажется, что в комнату вот-вот войдет сам мастер.Дом с мастерской стал для В. М. Васнецова духовным пристанищем, убежищем от шума и будничной суеты.
Работать Виктор Михайлович любил в одиночестве. Никто не входил к нему во время работы, чтобы не мешать ему и не нарушать его мысли. Только дочь Виктора Михайловича - Татьяна, да брат Аполлинарий могли находиться во время работы в мастерской. К их замечаниям Васнецов всегда прислушивался и очень доверял им. Аполлинарий был не только братом, но и ближайшим, любимым другом.
фото с сайта музея.
Очень старый снимок,сейчас все не так.Коллекции икон слева нет)возможно они в Третьяковке.
Собрание древних икон у него занимали почти две комнаты.
С потолка свисает огромная медная люстра,как в замке.
Огромная деревянная стремянка( 5м! )похожа на какую-то военную машину)
Печь в мастерской до потолка. Справа стоит огромная,наверно 3х5 картина" Спящая красавица".
фото из интернета
В Третьяковской галерее висят полотна, которые понравились другу Васнецова - коллекционеру Третьякову. Он купил их для своей коллекции, которая позже стала музеем.
Как пишут в путеводителях, в доме-музее хранится 25 тысяч экспонатов!!!!!имеющих непосредственное отношение к жизни и творчеству художника. Даже не верится.
фото из интернета
Как видите,запреты мало что дают.Плохие фото,скорей всего на мобильник, в интернете всё равно гуляют.
Фотографировать тайком,исподтишка я как-то не могу...не интересно.
фото из интернета
Чтобы любить изобразительное искусство,нужно видеть подлинники.Ни одна репродукция,самая четкая,цифровая не сравнима с оригиналом.This is a must see!
На васнецовские «среды» собирались семьи Третьяковых и Мамонтовых, Репин, Серов, Шаляпин, Суриков, играли музыку, ставили спектакли, устраивали поэтические чтения.
Половицы этого дома помнят звук шагов многих выдающихся деятелей русской культуры, навещавших Васнецова; среди них - Чехов, Горький, Гиляровский, Шаляпин, Третьяков, Левитан, Нестеров, Серов, Суриков, Репин, Поленов и др.
фото из интернета
Васнецов очень любил свой дом; он прожил в нем до самой своей смерти - 32 года!
Смерть застала его на лестнице по пути в мастерскую, где он собирался закончить портрет М.Нестерова.
Умер Виктор Михайлович 23 июля 1926 года.Умер от разрыва сердца. Мгновенно.
После смерти художника в доме продолжала жить его семья до 1948 года.
Музей открыт в 1953 году согласно воле наследников В. М. Васнецова, передавших фамильный дом государству.
~~~~
- Виктор Михайлович в саду, картины рисует, - сказал Антон.
Аполлинарий Михайлович обрадовался, пошел по дорожке, вокруг дома, и сразу же увидел брата.
Виктор стоял у мольберта среди старых корявых яблонь. Стоял неподвижно, и Аполлинарий тоже замер, взволнованный и смущенный.
Виктор стоял, запрокинув голову, подставляя лицо солнцу. Серебряно-рыжая борода светилась, светились легкие волосы, само лицо светилось.
Аполлинарий повернулся, чтобы уйти - он пришел к брату не с веселым, - но Виктор услышал шорох песчинок на дорожке и окликнул:
- Куда же ты? - и когда Аполлинарий подошел, сказал, улыбаясь: - А я почему-то знал, что ты придешь сегодня. Смотри! - указал на другой мольберт. - Это я для тебя приготовил. Тряхнем-ка, брат, старинушкой. Ведь что бы в мире ни свершалось, мы - художники.
- И были, и есть, и во веки веков…
Виктор Михайлович взял кисть и дал Аполлинарию.
- Становись к мольберту, пиши. Весна перед тобой.
Аполлинарий кисть взял.
Так что, пиши, Аполлинарий, пиши весну. Старики о весне знают больше молодых. Пиши, художник, пиши!
Аполлинарий потянулся обнять брата, потому что ощутил в себе великое сиротство. Ведь они, два старика, может, последние художники в этом мире, отвернувшемся от былых ценностей. Но сдержался, сказал буднично:
- Я вчера с новыми зодчими не на жизнь бился. И никому ничего не доказал.
Собираются такими домами Москву застраивать, хоть плачь. Что-то серое, безликое.
- Безликие дома - безликие города, безликие города - бездуховные люди.
- Вот и я про то же. А они от меня, как от мухи. У них - Корбюзье. Ишь как - Корбюзье!
- Аполлинарий, значит, кому-то нужно, чтоб люди стали бездуховными овцами.
- Но кому? Мы в молодости с тем же Пашкой Халтуриным, с братом Степана, о другом мечтали.
- Миром правит выгода. Кому-то выгодно, чтоб красавица Москва стала плоской, как камбала…
Пиши, художник! Смотри, как облако-то просияло.
Пиши!
Время работы и как добраться:
http://www.timeout.ru/exhibition/place/13428/ Источники:
http://www.e-reading-lib.org/chapter.php/85162/9/Bahrevskiii_-_Viktor_Vasnecov.html http://www.museum.ru/M310 http://www.voskres.ru/literature/prose/anisov1.htm https://www.youtube.com/watch?v=imydv_rsQXc Ещё интересное по теме:
Полотно Виктора Васнецова "Богатырь" продано на аукционе "Кристис" в Лондоне по рекордной цене в 1,8 млн долларов Более 300 работ великого мастера на 3 миллиона долларов следователи нашли в академии Зураба Церетели.