Древнерусское искусство Третьяковской галереи.

Feb 27, 2013 16:48

Оригинал взят у aroundtree в Древнерусское искусство Третьяковской галереи.
Оригинал взят у aroundtree в Древнерусское искусство Третьяковской галереи.



«Древнерусское искусство Третьяковской галереи.» на Яндекс.Фотках

Коллекция иконописи в Государственной Третьяковской галерее по праву считается одним из лучших собраний в мире.


С самого начала своей собирательной деятельности, основатель музея П.М.Третьяков замышляет создание «общедоступного (народного) художественного музея», коллекция которого отразила бы «поступательное движение русского искусства», по словам самого Павла Михайловича. Осуществлению этой мечты он посвятил всю свою жизнь.

Первые иконы Павел Михайлович приобретает в 1890 году. Его собрание насчитывало всего шестьдесят два памятника, но по словам русского ученого, историка Николая Петровича Лихачева (1862-1936), коллекция П.М.Третьякова считалась «драгоценной и поучительной».



В то время в Москве и в Санкт-Петербурге были известны частные коллекционеры, собиратели икон - И.Л.Силин, Н.М.Постников, Е.Е.Егоров, С.А.Егоров и другие. У некоторых из них Третьяков приобретает иконы. По справедливому замечанию известного художника и ученого-искусствоведа, директора Третьяковской галереи Игоря Эммануиловича Грабаря (1871-1960), Третьяков отличался от других коллекционеров тем, что «он первый среди собирателей подбирал иконы не по сюжетам, а по их художественному значению и первый открыто признал их подлинным и великим художеством, завещав присоединить свое иконное собрание к Галерее».





Спас в силах

Завещание было исполнено в 1904 году - иконы, приобретенные П.М. Третьяковым, впервые включили в экспозицию галереи. Она была организована Ильей Семеновичем Остроуховым (1858-1929) - художником, членом Совета Галереи, а также известным собирателем икон и картин (после его смерти, в 1929 году, коллекция поступила в собрание Галереи). Для устройства нового иконного зала он пригласил ученых Никодима Павловича Кондакова (1844-1925) и Николая Петровича Лихачева, которые разработали концепцию, смогли впервые научно систематизировать и сгруппировать памятники, издать каталог.



Неизвестный иконописец, конец XIV века .Деисусный чин ("Высоцкий")
1387-1395
Дерево, темпера
148 х 93
[о иконе]
Название и датировка чина связаны с событиями жизни его заказчика - игумена серпуховского Высоцкого монастыря Афанасия-старшего.

Оформителем этой экспозиции стал знаменитый русский художник Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926). По его эскизам в Абрамцевских мастерских изготовили витрины, имитирующие киоты - в них и были представлены все собранные Третьяковым иконы. Подобного показа икон не существовало тогда ни в одном русском художественном музее. (Надо заметить, что некоторые иконы выставлялись еще в 1862 году в московском Румянцевском музее и в 1890 голу в Историческом музее, но экспонировались иконы тогда как предметы церковной старины, а не как произведения искусства. Они не были реставрированы, были темными, загрязненными, с утратами красочного слоя).



Андрей Рублев
Спас в силах
1408 г.

Примечательно, что открытие зала древнерусской иконописи в Галерее произошло в первые годы XX столетия - период зарождения реставрационного дела в России, когда началось профессиональное научное изучение древнего русского искусства.



В 1918 году, несмотря на трагические послереволюционные события, была организована «Комиссия по сохранению и раскрытию памятников древней живописи в России». Эту комиссию возглавил тогдашний директор Третьяковской галереи И.Э.Грабарь. Комиссия занялась планомерным выявлением древних памятников, экспедиционной и выставочной деятельностью.
В 1929-30-х годах, после реставрационных выставок, решением тогдашнего правительства было решено превратить Третьяковскую галерею, как крупнейший музей русского искусства, в центр по изучению культурного наследия древнего периода нашей истории. В те годы в наш музей поступило множество памятников древнерусского искусства из самых разных источников, в том числе из реформированных музеев и частных собраний. Эти поступления в основном и сформировали нынешнюю коллекцию древнерусского искусства в Галерее.





[о иконе]
                                                       ~~~~
   «Образ» по-гречески - икона. Стремясь подчеркнуть предназначение и характер живописи византийского православного мира, зачастую к ней целиком, а не только собственно к иконам относят термин «иконопись».
Иконопись играла важную роль в Древней Руси, где она стала одной из основных форм изобразительного искусства. Самые ранние древнерусские иконы имели традиции, как уже говорилось, византийской иконописи, но очень скоро на Руси возникли свои самобытные центры и школы иконописи: Московская, Псковская, Новгородская, Тверская, среднерусских княжеств, «северные письма» и др. Появились и собственные русские святые, и собственные русские праздники (Покров Богородицы и др.), которые нашли яркое отражение в иконописи. Художественный язык иконы издавна был понятен любому человеку на Руси, икона была книгой для неграмотных.
В ряду изобразительных искусств Киевской Руси первое место принадлежит монументальной «живописи». Систему росписи храмов, разумеется, русские мастера восприняли от византийцев, и народное искусство повлияло на древнерусскую живопись. Росписи храма должны были передать основные положения христианского вероучения, служить своеобразным «„евангелием“ для неграмотных». Чтобы неукоснительно следовать канону, запрещающему писание с натуры, иконописцы пользовались в виде образцов либо древними иконами, либо иконописными подлинниками, толковыми, которые содержали словесное описание каждого иконописного сюжета («Пророк Даниил млад кудреват, уки Георгий, в шапке, одежды испод лазурь, верх киноварь» и т. п.), или лицевыми, т.е. иллюстративными (прорыси -- графическое изображение сюжета).
                                                    ~~~~


В середине 1930-х годов в Галерее были созданы научный отдел древнерусского искусства и реставрационная мастерская. Была открыта новая экспозиция, в которой соблюдались принципы историко-художественного показа памятников, были представлены основные центры, этапы и направления в иконописи XII - XVII веков.
Ряд ценных икон, порой весьма древних, поступил в Галерею в результате экспедиций по Русскому Северу и центральных областей, проводимых сотрудниками Галереи в 1960-70-х годах.

Сейчас  коллекция составляет уже более шести тысяч единиц хранения. Это - иконы, фрагменты фресок и мозаик, скульптура, мелкая пластика, предметы прикладного искусства, копии фресок.
Источник



В допетровской Руси почти вся живопись носила исключительно религиозный характер. И всю живопись мы с полным правом можем назвать иконописью. Все стремление к прекрасному, тяга к красоте, порыв и устремление в высь, в область духа к Богу, находили свое разрешение в церковных иконах. В мастерстве создания этих священных образов талантливейшие представители одаренного русского народа достигли подлинных вершин мирового звучания.



Неизвестный иконописец, середина XVI века
"Благословено воинство небесного царя..." (Церковь воинствующая)
Середина XVI века
дерево, темпера
143,5 х 395,5
[о иконе]
Икона была исполнена для Успенского собора Московского Кремля, где располагалась в специальном киоте близ царского места. Название заимствовано из богослужебных песнопений Октоиха, посвященных мученикам. Содержание иконы перекликается с песнопениями Октоиха и других богослужебных книг, в которых прославляются мученики, пожертвовавшие своей жизнью ради истинной веры и получившие в награду Небесное блаженство. Замысел иконы связан и с конкретными историческими событиями: как полагают большинство исследователей, она была исполнена в память о взятии Казани русскими войсками в 1551 году. Под предводительством архангела Михаила на крылатом коне воины движутся тремя рядами от горящего города (по-видимому, имеется в виду Казань) к увенчанному шатром Небесному граду (Небесному Иерусалиму), стоящему на горе. Победителей встречают Богоматерь с младенцем Христом и летящие навстречу воинству ангелы с венцами.
Судя по многочисленным историческим свидетельствам, современники видели в Казанском походе Ивана Грозного, скорее, борьбу за утверждение и распространение православной веры. Не случайно посреди войска на иконе представлен святой равноапостольный Константин Великий в императорских одеяниях, с крестом в руках. По-видимому, в образе Константина на иконе должен был символически присутствовать сам Иван Грозный, воспринимавшийся как продолжатель его дела. Тема распространения и утверждения истинной веры дополнительно подчеркивалась присутствием на иконе первых русских святых Владимира, Бориса и Глеба (они изображены почти сразу же за Константином). Многофигурность и повествовательность композиции, необычный формат доски обусловлены тем, что, по сути, это уже не вполне иконописный образ, а, скорее, церковно-историческая аллегория, прославляющая победоносное православное воинство и государство, выполненная в традиционных формах иконного письма.
                                                               ~~~~


Расцвет русской иконописи как таковой приходится именно на допетровскую эпоху. Испытав в процессе
своего развития несколько ярких и изумительных по форме и мастерскому воплощению стоявших перед ними религиозно-богословских задач взлетов, русская иконопись после петровской эпохи приходит в упадок, непрерывно деградирует, превратившись, наконец, в ремесленные произведения кустарей. В начале XX века талантливые художники Нестеров, Васнецов и др. пытались вывести русскую иконопись из того застойного положения, в котором она находилась, но целый ряд объективных и субъективных причин не дал возможности наступить подлинному возрождению этого святого искусства и не создал ничего могущего встать в один ряд с бессмертными творениями духовной живописи допетровской Руси.



По самым своим задачам, по самому своему назначению иконопись принципиально отлична от близкой, казалось бы, и сходной с нею мирской портретной живописи. Если портрет обязательно предполагает существованию некой натуры каковую художник точно воспроизводит, стараясь не уклоняться от портретного сходства, то иконописец, в задачи которого входит воспроизвести священный образ или какую-то определенную богословскую мысль, облеченные в наиболее доходчивое для молящихся воплощение, может по своему таланту и разумению, в определенной мере уклоняться от утвержденных церковной практикой «иконописных подлинников» и давать свое решение вставшей перед ним задачи.



Неизвестный иконописец, начало XIII века.Деисус: Спас, Богоматерь, Иоанн Предтеча
Первая треть XIII века.Дерево, темпера.61 х 146

Отсюда становится понятным то значение, какое придавали старинные церковные правила самой личности и поведению художника-иконописца во время работы над иконой. Так, в знаменитом сборнике Постановлений Собора 1551 г., известного под именем «Стоглав», приводится требование, чтобы иконописец был «смиренен, кроток, благоговеен; жил в посте и молитве, храня со всяким опасением чистоту душевную и телесную». В том же «Стоглаве» мы найдем определенное требование о непременном следовании старинным «иконописным подлинникам», чтобы священные изображения, создаваемые вновь, не порывали с установившимися издревле традициями и были сразу знакомы и понятны каждому молящемуся.





[о иконе]
На иконе изображено чудесное преображение Христа на горе Фавор перед Его учениками - апостолами Петром, Иаковом, Иоанном, явление пророков Ильи и Моисея, и их беседа с Христом. Композиция усложняется сценами восхождения Христа с апостолами на гору Фавор и схождения их с горы, а также изображениями пророков, приносимых ангелами. Икона может предположительно рассматриваться как произведение Феофана Грека или его мастерской.

Основное начало, которое заложено в работе иконописца, это искреннее религиозное воодушевление; художник знает, что перед ним стоит задача создать для массы верующих образ, икону, предназначенную для молитвы.





[о иконе]
Из Благовещенского собора в Московском Кремле, куда она поступила в 1591 (?) году из Успенского собора в Коломне. Согласно недостоверному преданию, икона была поднесена донскими казаками князю Дмитрию Ивановичу перед Куликовской битвой в 1380 году (предисловие ко вкладной книге Донского монастыря, составленное в 1692 году). Перед ней молился 3 июля 1552 года Иван Грозный, отправляясь в казанский поход, а в 1598 году патриарх Иов нарек ею на царство Бориса Годунова. Так как копии с иконы Донской Богоматери связаны с Москвой, то наиболее вероятно ее выполнение в 90-х годах XIV века, когда Феофан переехал со своей мастерской из Новгорода и Нижнего Новгорода в Москву.С заступничеством иконы (после молитвы царя Федора Ивановича перед ней) связывали спасение Москвы от набега крымских татар хана Казы-Гирея в 1591. В память об этом событии в Москве был основан Донской монастырь, для которого сделали точный список с оригинала. Одна из самых чтимых в России чудотворных икон. Относится к иконографическому типу «Умиление».





Свой определенный и твердо очерченный стиль русская иконопись вырабатывает в XIV столетии. Это будет так называемая Новгородская школа. Исследователи видят здесь прямое соответствие художественному рассвету Византии эпохи Палеологов, мастера которой работали на Руси; один из них знаменитый Феофан Грек, расписывавший между 1378 и 1405 гг. некоторые новгородские и московские соборы, был учителем гениального русского мастера XIV-XV вв. Андрея Рублева.



Андрей Рублёв.Троица.
[о иконе]
Икона Андрея Рублева «Троица» поступила в собрание государственной Третьяковской галереи в 1929 г. Она пришла из Загорского историко-художественного музея-заповедника, который сейчас называется Сергиев Посадский музей. Икона Рублева «Троица» расчищалась в числе самых первых памятников при рождении реставрационного дела в России, в эпоху серебряного века. Еще очень многих секретов, которые известны нынешним мастерам, не знали, чтимые, особо чтимые иконы покрывались почти каждое столетие, записывались заново, покрывались новым слоем краски. В реставрационном деле есть такой термин, раскрытие от позднейших живописных слоев первого авторского слоя. Икона «Троица» расчищалась в 1904 г., но как только икона попала опять в иконостас Троицкого собора, она достаточно быстро заново потемнела, и пришлось ее раскрывать заново. И уже окончательно она была раскрыта в Третьяковской галерее Иваном Андреевичем Барановым. Тогда уже знали, что это именно Андрей Рублев, потому что сохранились описи, было известно, что икона заказана была преемником Сергия Радонежского Никоном Радонежским в похвалу старцу Сергию. Икона не может ездить на выставки, потому что состояние сохранности ее достаточно хрупкое.

Сила рублевской “Троицы” в ее благородных и человеколюбивых устремлениях. Его дивные краски - нежные, деликатные. Весь строй живописи - в высокой степени поэтичный, чарующе прекрасный.

«Троица» обозначает бесконечно много всего, она несет в себе очень глубокий символический смысл, она несет в себе опыт и интерпретации многовековых христианских догматов, многовековой опыт христианской духовной жизни.
                                                                ~~~~

Рублев и его последователи относятся к Московской школе. Его творчество - следующий шаг по сравнению с Феофаном Греком, работы которого типичны для Новгородской школы и ее разновидности, более архаической Псковской.



Новгородская школа характеризуется крупными массивными фигурами святых, при большом размере самих икон. Они предназначались для обширных и величественных храмов, щедро воздвигаемых, богатым и благочестивым населением «господина великого Новгорода». Тон икон красноватый, темнокоричневый, синеватый. Ландшафт - ступенчатые горы и архитектура зданий - портики и колонны - в значительной мере близки подлинной натуре территории Александрии и смежных с ней районов, где происходили события из жизни изображаемых на иконах святых и мучеников.



Неизвестный иконописец, Новгородская школа
Отечество с избранными святыми.
Начало XV века
дерево, темпера
113 х 88
[о иконе]
Икона происходит из частного собрания М.П.Боткина в Петербурге. Это сравнительно редко встречающийся в православном искусстве тип изображения Троицы, представляющий Бога Отца в виде старца, Бога Сына в виде отрока или младенца и Святого Духа в виде голубя (в русском искусстве это древнейшее из дошедших до нас изображений такого типа). На престоле - старец в белых одеждах с крестчатым нимбом: правой рукой он благословляет, в левой держит свиток. На коленях у него - юный Христос, который держит в руках сферу с голубем. Над спинкой престола симметрично изображены два шестикрылых серафима, а около подножия - "престолы" в виде красных колес с глазами и крыльями. По сторонам от престола, на башнях-"столпах", представлены столпники Даниил и Симеон в коричневых монашеских мантиях. Справа внизу стоит юный апостол (Фома или Филипп) со свитком. Старец в белых одеждах с крестчатым нимбом представляет особый иконографический тип, основанный на ветхозаветном видении пророка Даниила (Дан. 7).



Неизвестный иконописец, XIV - начало XV века
Никола с житием.
Конец XIV - начало XV века
Дерево, темпера
151 х 106





[о иконе]
По преданию привезена из Константинополя в Москву в XIV веке митрополитом Пименом и поставлена в алтаре Успенского собора Московского Кремля. Подобные иконы особо ценились русскими мастерами. Одигитрия в переводе с греческого означает путеводительница.

Тип ликов святых и Богоматери - также не русский: продолговатый, «византизированный». Эта характерная деталь в дальнейшем, в Московской: школе, все более и более принимает славянский оттенок, превратившись, наконец, в работах гениального «царского изографа» XVII века Симона Ушакова и его школы в типично русские круглые лица.





[о иконе]
Происходит из церкви Михаила Архангела в Овчинниках в Замоскворечье. Поступила в 1932 году из ЦГРМ.
Соответственно с этим можно, без сомнения, будет также отметить и саму ту концепцию божественности и святости, которую вкладывали обе эти школы.На обороте надпись: Лета 7160 (1652) году списана сия икона с самыя чудотворныя иконы пресвятыя Богородицы Владимирския и мерой, а писал государев иконописец Симан Федоров. Зачата июня 19 день (далее неразборчиво).

Пышная блестящая Византия, столица которой Царьград, по свидетельству всех историков и мемуаристов, была самым богатым городом в мире, а ее императоры рассматривали себя как бы земными представителями Всемогущего Бога, требуя себе почти божеского поклонения. Естественно, и с помощью икон они стремились усилить свой авторитет и силу. Святые Византийской школы, в своем большинстве, точно так же, как и перешедшие затем на стены новгородских соборов и монастырей их отражения - суровы, карающе-строги, величественны. В этом смысле характерны будут изумительные фрески Феофана Грека, которые (оставляя в стороне все различие эпох и приемов) невольно напоминают сурово-мятущиеся фигуры римских фресок Микеланджело.





В середине XVII века в России прославился знаменитый «царский изограф» Симон Ушаков, олицетворявший новую Московскую школу, отражавшую пышность и богатство стабилизировавшегося после Смутного времени и иностранной интервенции быта Московского царского двора и боярской знати.

Произведения этого мастера отличаются особенной мягкостью и округлостью линий. Мастер стремится к выражению не столько и не только внутренней духовной красоты, сколько внешней красоты и, мы бы даже сказали, - «красивости» своих образов.

Исследователи  не без основания видят в творчестве этой школы западное влияние и в первую очередь «нидерландских итальянизирующих мастеров второй половины XVI века».



Царские врата
Середина XV в.



Если работы Ушакова и его товарищей в основном предназначались для храмов, то потребность состоятельных людей в красивой «мерной» иконе для домашнего моления удовлетворяла Строгановская школа, наиболее известные мастера которой: Семейка Бороздин, Истома Савин, Первуша, Прокопий Чирин, полно представленные в галерее, по своему художественному кредо довольно близки к школе Ушакова. Недаром большинство из них с большим успехом работало в Москве.
Источник











Неизвестный иконописец XII века.Спас Нерукотворный.(справа)
Вторая половина XII века.Дерево, темпера.77 х 71
[о иконе]
Выносная двусторонняя икона находилась в Успенском соборе Московского Кремля, куда была, по всей вероятности, привезена в середине XVI века из Новгорода. Как полагают некоторые исследователи, она могла быть исполнена для церкви Святого Образа на Добрынинской улице в Новгороде (существует летописное известие об обновлении этого храма в 1191 году). Православное церковное предание приписывает создание первоначального Нерукотворного образа самому Христу и рассматривает эту икону как свидетельство Боговоплощения, пришествия Сына Божия в мир в человеческом образе. Главной целью Боговоплощения было человеческое спасение, осуществленное через искупительную жертву. Символический образ искупительной жертвы Спасителя представлен композицией на обороте, где изображен голгофский Крест, увенчанный венцом, и архангелы Михаил и Гавриил, несущие орудия страстей - копье, трость и губку. Крест водружен на Голгофе с пещерой, в которой находится череп Адама (эта деталь заимствована из иконографии Распятия), а над ним представлены серафимы, херувимы и аллегорические изображения Солнца и Луны.

Дарохранительница.Успела сделать одну фотографию.Вот так она выглядит.Содержание впечатляет!
Надо видеть!



Источники:
Сайт Третьяковской галереи.
http://archive.jmp.ru/page/index/194507475.html
  http://smbme.ru/index/sobranie_ikon_v_gosudarstvennoj_tretjakovskoj_galerei/0-24
  http://www.icon-art.info/location.php?lng=ru&loc_id=1&mode=img&sort=time&page=1

икона, национальные традиции, перепост

Previous post Next post
Up