Генезис религии Гулага

Aug 01, 2015 11:37

Originally posted by revoltp at Генезис религии Гулага
О сакрализации (обожествлении) государства в России сказано много. Это говорилось еще при монархии, когда для такой сакрализации и были какие-то религиозные основания: Монарх был Помазанником Божиим. В это православному человеку веровать полагалось. Другое дело, что отсюда никак не следовала личная непогрешимость монарха в делах управления. Да и не приписывали царям никогда такое. Подданный обязан слушаться, это его ответственность, а если царь ошибается - это уже дело царя и Бога разбираться между собой.
В перевернутом виде сакральность власти была и при большевиках. Власть была атеистической, поэтому говорить о ее обожествлении не стоит. Но коммунизм основывался на философии марксизма и ленинизме, в рамках этой философии рабочий класс был самой важным явлением мира, и рабочий класс победил в СССР, поэтому СССР было самым важным явлением мира, и соответственно СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО было важнейшим явлением мира. Логично занимало место Бога. Была еще компартия, но она была едина с государством (юридически говоря советское государство прикрывало фактическую власть КПСС). Но на бытовом уровне государство и партия не различались.
В царское время сакрализация государства не отменяла все исконные, добрые и человечные начала Христианства, Православия. В советское время государство использовало марксистскую систему ценностей, точнее - лозунгов. В марксизме была некая доля общепросвещенческой, общегуманистической закваски. Марксизм выставлял себя правильным наследником гуманизма, с точки зрения Маркса и Ленина все гуманисты стремились к хорошему, просто все, кроме марксистов - стремились к этому неправильно. Поэтому самые жестокие свои дела советское государство прикрывало гуманизмом, "социалистическим гуманизмом". В отличие, например от немецкого нацизма, прямо выставлявшего жестокость - важнейшей социальной ценностью.
И лозунги социалистического гуманизма все же ставили определенные границы того, что государство могло себе позволить сделать явно и открыто, публично.

В наше время в России наиболее распространена религия ГУЛАГа. Для большинства ГУЛАГ это страшный, но все же единственно подлинно реальный бог. Бог, которого ужасаются. Для меньшинства - ГУЛАГ это идеал устройства общества. Но и большинство и меньшинство согласны меж собой, что ГУЛАГ - главная реальность любого общества, что законы Колымы - лежат в основе политики, бизнеса, всех социальных проявлений. Если некое явление, например научная жизнь, или балет не вписываются понятным образом в систему, центром которой является ГУЛАГ, то эти явления отбрасываются как несущественные.
Религия, обожествляющая государство имела все же сдерживающие моральные центры. В бОльшей степени при монархии, в меньшей в СССР. Религия ГУЛАГа никаких сдерживающих центров не имеет. Напротив, она их категорически отрицает. Я приводил в недавнем посте весьма отточенные формулировки интеллектуалов, доказывающих, аморализм в крайних своих проявлениях есть высшая форма бытия. "Только лохи не бьют лежачего" - в это адепт религии ГУЛАГа должен веровать и веровать сознательно. Разумеется, удается не каждому, но у любой религии не так много совершенных адептов.
ГУЛАГ был фактом и стал религией. Современная история России (не знаю как история других республик СССР) есть история развития этой религии, и только будущее покажет на что способно общество, основанное на такой вере и способно ли оно к существованию вообще.

ДОБАВЛЕНИЕ
В 90-ые я с удивлением замечал массовые проявления наивного цинизма. Люди может быть и не очень циничные по природе совершали "колоссальное интеллектуальное открытие" о том что деньги - замечательная вещь, что "против лома нет приема" и т.п. и превращались в бескорыстных неофитов и пропагандистов цинизма (куда чаще, чем в богачей). Честный человек тогда мог яростно доказывать, что все воруют, не замечая, что он сам и опровергает этот тезис. Наивный цинизм был стихиен и как все наивное - некристаллизованным. Похоже, за последнее десятилетие он кристаллизовался в стройной религии ГУЛАГа.
ДОБАВЛЕНИЕ
Яркий пример силы религии ГУЛАГа в заголовке "Коммерсанта" в статье о годовщине трагедии Боинга над Донбассом:
http://www.kommersant.ru/Doc/2771248
"Не верь, не Boeing, не проси"

Тут характерна и отсылка к знаменитой фразе о жизни в ГУЛАГе: "не верь, не бойся, не проси" и неуместная, бессодержательная игра слов "Боинг" - "бойся". Впрочем и сама фраза кажется абсолютно неуместной - разве что первое слово "не верь", как-то соотносится с текстом статьи, призывая не верить всяким версиям о падении самолета. Остальное к чему?
Вряд ли редактор имел в виду что-то глубокое. Скорее он неосознанно подумал о ГУЛАГе просто так, на всякий случай.
Previous post Next post
Up