Оригинал взят у
estranic в
Аббатство Фаунтинс: уроки истории, не пошедшие впрок.- Думаете, это у вас сегодня тяжёлый вторник? Вот это - тяжёлый вторник! - Аббат Ричард ещё раз внимательно перечитал табличку, которую он только что прибил на дверь общей спальни, и задучиво поскрёб под рясой. По хорошему, под рясой уже давно пора было помыть, но шёл ноябрь и температура воды в монастырском рву не располагала не только к гигиеническим подвигам, но даже к гигиеническим мыслям. Ричард попробовал было подумать, что до апреля всё же придётся помыться хотя бы раз, но тут же, ощутив подкрадывающийся грех уныния, поспешил укрепить дух короткой молитвой, а тело - очередным почёсыванием. Потом привычно поискал глазами ближайшее зеркало, сверился с отражением дорогих наручных часов и отправился будить братию к заутрене. Новая табличка гласила:
Зимнее расписание дня монаха монастыря Фаунтейнз на 1132-й год:
2.30 утра - Подъём. Ноктюрн (ночная служба, в православном эквиваленте - заутреня). Затем читаем. А чтобы не спалось.
6.00 - Первый Час (служба). Затем читаем. Чтобы не спалось. Священные книги читаем - других всё равно нет. Рассвет!
8.00 - Утренний туалет и переодевание в дневную робу. (Утренний туалет в аббатстве находился там же, где и вечерний: в дыре в углу трапезной, дыра ведёт в монастырский ров). Третий Час (сами понимаете - служба). Дальше - месса в свободной форме, простор для душевного творчества.
9.00 - Планёрка в здании капитула. Оглашение дневного плана, получение разнарядок - и бегом работать!
12.00 - Шестой Час (служба), затем пение гимнов. Работать!
13.30 - Девятый Час (служба). Работать!
14.00 - Ужин. Кто сказал, что после ужина не работают? Работать!
16.15 - Вечерня (служба). Работать!
17.30 - Конец работ, переодевание в ночную робу. Лёгкое возлияние перед сном.
18.00 - Краткий набег на аббатский холодильник, разминка лёгкой молитвой.
18.15 - Комплеторий (служба, в православии - повечерие).
18.30 - Отбой в коммунальной спальне - единственной на всё аббатство.
2. Но обо всем по порядку. В 1132-м году в бенедиктинском аббатстве Св.Марии, что на Кентщине, в Северной Англии, прошли волнения и бунт монахов - обычное для того времени явление. История не всегда хранит для нас причины внутриклубных монашеских разборок, но можно с определённой уверенностью утверждать, что причиной недовольства были церковные материальные средства и способы их распределения. В какой-то момент церковное начальство бенедиктинцев всё большие средства предпочитало тратить на себя и улучшение имиджа места своей работы, в то время как некоторые братья, не понимая своего счастья, упорствовали в том, что святой Бенедикт завещал быть проще и икру в два слоя не намазывать. Хорошо, что в современных церквях этой проблемы, как мы знаем, уже не существует.
Как бы то ни было, по результатам волнений 13 наиболее ярых борцов с начальственными иномарками получили внеплановое благословение пинком под зад и были предоставлены самим себе. Изгнанники было вернулись к жизни по старым обрядам, которые завещал им святой Бенедикт, но тут, неожиданно для английских монахов 12-го века, случилось то, что и в наши дни неожиданно происходит с коммунальщиками России - наступила зима.
Зима 1133-го года выдалась крайне суровой и монахам поневоле пришлось искать покровительства у Турстана, архиепископа Йоркского, который на тот момент находился в затяжном противостоянии с кентерберийскими архиепископами за власть в регионе. Турстан, чьей основной проблемой в борьбе за местные материальные блага была нехватка подчинённых ему территориальных единиц, с радостью ухватился за возможность расширить своё влияние и выделил в пользование беглым монахам подходящую долину с протекающей рекой. Так, благодаря алчности и гордыне (смертным, между прочим, грехам), было основано новое аббатство Фаунтинс - одно из самых красивых, богатых и влиятельных аббатств Средневековья.
3. Промучавшись две зимы на новом месте и окончательно осознав, что заветы святого Бенедикта светят так себе, а греют ещё хуже (не верите - спросите у старшего поколения, был тут на их памяти один такой бенедикт), монахи осознали необходимость перемен и написали заявление на вступление в ряды цистерцианцев - самый молодой на тот момент монашеский орден с суровыми аскетическими идеалами. Цистерцианский орден не замедлил прислать нашим героям комиссара, который в день приезда первым делом повязал всему личному составу парадные красные галстуки, приколол значки - и жизнь в обители закипела.
Всего за десять лет монахи - естественно, с помощью новых членов коммуны и местных добровольцев - изрядно отстроились: в долине появилась церковь и массивный каменный неф будущего аббатства, вокруг располагались многочисленные пристройки, а площадь сельскохозяйственных земель под управлением монастыря выросла вдвое.
Несмотря на растущее благосостояние, монахи по-прежнему придерживались суровых цистерцианских канонов: минимум пищи, одежды и личных удобств, и максимум молитв и упорного каждодневного труда. На фото ниже - вход в монастырскую спальню. Кстати, обратите внимание на замечательные заостренные арки над входами - один из первых примеров ранней готики в Северной Англии. Монастырская спальня была общей: здесь спали все братья, невзирая на чин, возраст и состояние здоровья. В то же время в других аббатствах и монастырях - бенедиктинцев, августинцев и т.д. - общие спальни в то время уже вовсю разгораживали на более мелкие помещения занавесями и деревянными перегородками. Послаблений не было и в делах духовных. Помните, новое зимнее расписание: читаем, чтобы не спалось? В других орденах между ноктюрном и Первым Часом дозволялось вздремнуть. Но цистерцианство, конечно, не для хлюпиков: только молитвы, только хардкор!
4. Это общая трапезная аббатства, где вся без исключения братия собиралась дважды в день: поесть, послушать начальство и посплетничать. Впрочем, по прошествию десятилетий монахи пришли к выводу, что сплетничать в трапезной - не самое лучшее времяпрепровождение. Во-первых, настоящие английские джентельмены не сплетничают. Во-вторых, несколько мешал обет молчания, который каждый брат давал перед началом жизни при аббатстве.
Кстати, именно последнее обстоятельство навело аббата Ричарда на мысль о том, что непринуждённую тишину за столом можно легко развеять увлекательным чтением священных книг. Новую традицию приурочили к введению нового расписания дня. С тех пор каждый раз, когда в 2.30 утра вся братия, сверкая здоровым румянцем с мороза (даже зимой в аббатстве, в соответствии с заповедями, не топили), сползалась на ноктюрн, аббат давал отмашку рукавом - и на специальных хорах в углу трапезной (откуда, кстати, сделан снимок) специально обученный монах открывал огромную, переписанную от руки книгу:
- Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?
- читал монах любимые строки аббата из евангелия от Луки (кстати, говорят, именно этот святой нынче в особом почёте в одной братской соседней республике). Конечно, как и все новшества, чтения в трапезной не сразу были поняты и приняты всеми братьями. Последние сомнения исчезли лишь спустя пару десятков лет, когда аббат Ричард пошёл на крайние меры и наконец снял обет молчания с монаха-чтеца.
5. На этом снимке - самое впечатляющее, самое важное и наиболее самое священное помещение аббатства (да и любого современного жилища тоже): селлариум, в простонародье - холодильник. Он же, кстати, и бар. Помните пункт зимнего расписания монахов «17.30 - Лёгкое возлияние»? Монастырское вино хранилось тут же. Понятно, что ключевое здание аббатства нельзя было строить абы как, поэтому не случайно сегодня холодильник-селлариум - единственное помещение аббатства, у которого - практически без реставрации! - сохранилась крыша.
6. Аббатства и монастыри Средневековья, если только их Главный Комиссар не был совсем безнадёжен в устном счёте, зачастую представляли из себя весьма прибыльные предприятия, а особо продвинутые имели размах и объёмы бизнеса, сравнимые с современными международными корпорациями. Аббатство Фаунтинс не было исключением: всего через десять лет после основания оно уже вовсю сдавало в аренду свои всё расширявшиеся угодия, а также открыло мельницу на реке, протекавшей мимо монастыря. Благосостояние Фаунтинс росло также во многом благодаря тому, что хардкорные цистерцианские каноны никто не отменял: братия тратила на себя лишь самый минимум ресурсов, а остальное шло на развитие коммуны и помощь окресным жителям.
Например, у каждого монаха в любой момент жизни было только два предмета одежды: дневная ряса - для молитвы и работы, и ночная ряса - для сна. Эта традиция бельевого аскетизма приехала в аббатство с первым цистерцианским комиссаром из солнечной Южной Франции и была, скажем так, не слишком приспособлена к сравнительно суровым английским зимам и неотапливаемым помещениям аббатства. Я, кстати, попробовал облачиться в традиционную монашескую рясу из толстой мешковины - их можно получить на специальной экспозиции в аббатстве. Помимо сомнительного достоинства непрерывной сквозной вентиляции, такая ряса ещё и трёт сразу во многих местах, некоторые из которых категорически не предназначены для трения. Во всяком случае - для трения подобного рода.
Нет, монахи, конечно, не роптали. Поэтому лишь много десятилетий спустя, после одной особенно суровой зимы, когда очередной настоятель Фаунтинс, пробираясь на плановый нажор в стеллариум, непривычно часто спотыкался о примёрзших к полу братьев, его совершенно случайно посетила мысль о том, что, возможно, братия будет лучше служить господу, если будет жива и, желательно, здорова. Настоятель в тот же год отправил радиограмму в Центр с просьбой пересмотреть монастырскую моду в пользу утепления - и о чудо! - цистерцианский Центр ответил гениальной шифровкой, разрешив всем тем, кто пережил ту зиму, одевать дневную рясу поверх ночной - но только в самых крайних случаях.
7. В начале 1140-х годов, занятые холодами и непрерывной стройкой монахи уже постепенно начали забывать про причины своего изгнания и стоящую за ними большую политику. Но большая политика не забыла про них. В 1146-м году разъярённая толпа ворвалась в аббатство и подожгла его - якобы в отместку за то, что тогдашний аббат Мурдак препятствовал избранию Уильяма ФитцГерберта на пост архиепископа Йоркского.
Историки умалчивают не только о том, как толпа расписала стены церкви надписями «аббат - Мурдак!», но и о том, откуда вообще взялась эта вредная толпа в районе аббатства цистерцианцев, широко известных своей помощью местному населению. Но это и так несложно понять, если знать, что ФитцГерберт был «кандидатом от правящей партии» - родственником английского короля Стефана. Вообще, процесс избрания ФитцГербера достоин отдельного поста со многими историческими параллелями: с подложными документами, запугиванием населения, рейдерскими захватами и безнаказанным насилием над всеми несогласными - но про это поговорим когда-нибудь потом.
В тот злосчастный год гопники Стефана сожгли практически все строения аббатства, кроме церкви и нескольких каменных построек. И хотя уже в 1147 году Мурдак, с подачи своего дружбана Папы Евгения III, сам стал архиепископом Йоркским, уцелевшим после разгрома монахам понадобилось более двадцати лет, чтобы отстроиться заново.
8. В течение последующего столетия аббатство росло и процветало. Аббат Мурдак с первого раза научился не класть все яйца в одну корзину и цистерцианцы оперативно начали основывать «дочерние предприятия», вынося производство на удалённые территории, находящиеся в собственности аббатства. К середине 13-го века братва из Фаунтинс имела уже более десятка крупных провинциальных представительств, а также владела офисными зданиями в крупных английских городах, где шла торговля всевозможной продукцией и даже подобием фьючерсов на поставки шерсти.
9. Собственно, фьючерсы и стояли у истоков краха аббатства - ещё один урок, который современные экономисты прогуляли в школе. Во второй половине 13-го века в аббатстве сменилось 11 комиссаров, но все они были никудышними брокерами, а бюджет и без того трещал по швам под тяжестью налогов: в стране шла непрекращающаяся война. В довершение всего, в начале 14-го века дышащее на ладан аббатство захватили и разграбили шотландцы, а последним гвоздём в гроб, причём в буквальном смысле, стала разразившаяся в 1349-м году чума. Аббатство, как и во все предыдущие годы своего существования, принимало и кормило множество больных, поэтому до конца эпидемии из братии не дожил практически никто.
10. Лишь к середине 15-го века, спустя столетие политических дрязг и экономического упадка, Фаунтинс смог полностью восстановиться и снова стал одним из богатейших аббатств Европы. В этом качестве он и встретил 1539-й год - год, когда большой волосатый король Генрих VIII своим указом в одночасье распустил все монастыри и передал всю их собственность во владение любимому себе.
11. В наши дни аббатство Фаунтинс и прилегающий к нему парк Стадли входят в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
12.
13.
14.
15. Бесплатный бонус к посещению Фаунтинс - огромный парк Стадли.
16. Парк Стадли назван так, потому что в нём пасутся вот такие оленьи стадли, грациозные и пугливые. Поэтому Фаунтинс запомнится вам именно этим: изящными, хрупкими тенями современности, скользящими вдоль многовековых громад каменных развалин.
17.