Северное сияние (Филип Пулман). Когда-то на лекции по Гарри Поттеру Галина Юзефович рассказала, что мода на ГП сделала более популярными некоторые близкие вещи, вышедшие даже раньше его или почти одновременно с ним. В этой связи она особенно выделяла трилогию Пулмана, которая, на её взгляд, литературно стоит выше поттерианы. Судя по первой книге, сравнивать надо скорее не с циклом Роулинг, а с Хрониками Нарнии, причём это будет сравнение по принципу полной противоположности - абсолютно христианскому Льюису противопоставляется категорически антицерковный и отчасти антирелигиозный Пулман. Сюжетно интересно, хотя сами герои пока эмоционально не очень цепляют. Сложно сказать, насколько это занимательно было бы читать лет в 13-14, но в любом случае круто, что современные подростки могут приобщаться к такой качественной литературе сразу. 7.
Открытое общество и его враги (Карл Поппер). Сейчас я могу осилить такое только на десятидневном пляжном отдыхе. Первый том - Чары Платона - стоило бы разделить на две отдельные книги: одна про интеллектуальные традиции античности (упрощённо - авторитарную и демократическую) без акцента на персоналии, а другая - про сократическую проблему, идентификацию Платона, восстановление хронологии произведений и прочие вопросы, которые скорее важны хронистам (и любителям персоналий), а не интересующимся развитием человеческой мысли. Вторую книгу (она была бы раза в три больше первой) я бы, при всём уважении к таким трудам, читать, наверное, не стал. А здесь всё вперемешку, поэтому пришлось. В итоге довольно сумбурно, хотя интересно. Второй том - Время лжепророков - лишён тяжеловесности исторических вопросов первого, зато здесь ещё сильнее выступает личное отношение автора, особенно его презрение к Гегелю. Впрочем, Поппер совершенно не отрицает свою предвзятость и даже пытается честно с ней работать. Взгляды его мне очень близки, стремление к ясности и чёткости - тоже. Местами переупрощает, конечно, особенно когда пытается сводить в анализе принципиально разные науки. 8.
День опричника (Владимир Сорокин). Предубеждён к Сорокину, поэтому руки дошли только сейчас. В целом, всё, за что я его не люблю (эстетически, в основном), здесь есть, но в небольшом масштабе повести не успевает совсем утомить. А содержательно хорошо, живенько, остроумно, наглядно. 8.
Чудесный нож (Филип Пулман). Посмотрел, что критики в основном хвалят первую часть, мне же вторая понравилась больше. Красивые игры с мирами, жёсткий (и даже жестокий) стиль обращения с героями, реализм на марше. Очень сильное развитие идеи разных реальностей для взрослых и детей. 8.
Недоверчивые умы. Чем нас привлекают теории заговоров (Роб Бразертон). Хороший обзорный научпоп по теме. Не претендуя на оригинальность, Бразертон добросовестно кратко пересказывает самые разные исследования по заявленной теме - как устроены теории заговора, почему в них верят, почему борьба с ними не работает, заодно подкидывая забавные примеры. Основная мысль - нет никаких особых людей с конспирологическим мышлением, оно в той или иной степени свойственно всем, вера в теории заговора не признак болезни, но критическое отношение к ним вполне можно развивать. Заодно всё время оговаривается, что среди теорий заговора могут быть истинные и он вообще не ставит целью их все высмеять, а лишь исследует как проявление интересных свойств человеческого мышления. 7.
Бегуны (Ольга Токарчук). Почитал рецензии, но всё равно не понимаю, зачем здесь использовать слово "роман". Да, сквозная идея у сотни небольших отрывков и эссе есть, это не случайный поток мыслей и заметок, порядок тоже имеет некоторое значение, хотя и не для всех частей. Но лично для меня критерии романа всё ещё строже. Впрочем, авторское название, имеет право. Содержательно очень впечатлило - есть и просто милые путевые заметки, но самые сильные истории про Куницкого, про старого профессора, всё про анатомию на удивление выразительны. Сложно описать, что именно делает Токарчук, но я ощущал свою физическую связь с текстом почти как при чтении экзистенциалистов. Причём, как и в том случае, не с отдельными героями, а именно с самими образами и мыслями автора. Хороший подарок от Нобелевки, надо ещё её почитать. 8.