Перерывы уже столь велики, что мне надоело оправдываться. Да, мало читаю. Увы мне.
Безнадёга (Стивен Кинг). Хороший, правильно страшный Кинг. Зло в этот раз очень уж иррациональное и бестолковое, но, как всегда у него, главное не в этом, а в ощущениях и взаимодействии жертв, с этим полный порядок. 8.
Жестяной барабан (Гюнтер Грасс). Шедевр, конечно. Даже без фона войны и всего связанного с ней это была бы прекрасная отповедь "миру взрослых людей", а уж с таким задним планом получается совсем убедительно. Как часто бывает, эффект ещё усиливается личной болью автора, которую он даже и не хотел бы, возможно, показывать. Грассу критически важна история обороны польской почты (у него там погиб дядя), её история выписана так ярко, что перекрывает собой всю остальную войну. И связанное с этим ощущение - автор завидует своему герою, он очень хотел бы быть Оскаром. Так бывает часто, но рефлексия Грасса и его мечта о массовом преодолении прошлого постоянно подчёркивают эту линию. Мне оказалась очень близка сама интонация, хочется внимательно читать даже самые длинные и вроде бы проходные описания хоть пейзажей, хоть переживаний. Не очень понял смысл роялей в кустах в конце, по мне история Оскара совсем в них не нуждалась. Надо бы фильм посмотреть, тоже должен быть хорош. 9.
Во что я верю (Бертран Рассел). Сколько читаю Рассела - столько поражаюсь тому, насколько же он просто, наивно, даже местами примитивно рассуждает. Это ни в коем случае не отрицательная характеристика, мне как раз импонирует эта чёткость, выгодно отличающая его от многих современников и коллег. Радует и то, что Рассел, прожив почти век, не переставал эволюционировать и менять свои взгляды, когда вскрывалось несостоятельность предыдущих, это очень заметно, если брать его работы разных десятилетий. Конкретно эта - набор тезисов о природе человека как социального существа и о том, на что стоит ориентироваться при выборе жизненных стратегий, а на что нет - вполне соответствует моим взглядам, несмотря на пацифизм и левизну автора. 8.
Электропрохладительный кислотный тест (Том Вулф). Всё, надоели. Битники, хиппи, поколение ЛСД - возможно, они внесли многое в музыку, кино и вселенную чувств, но в мире текстов всё это не заслуживает внимания. Вулф отличный писатель (я
здесь писал про прекрасные Костры амбиций), но даже его очень тщательная работа не придаёт всему описываемому достаточно смысла, чтобы это могло быть литературой. Как гигантский репортаж - весьма качественно, но не литература. 6.
Кориолан (Уильям Шекспир). Как-то мимо проходил раньше. На удивление социально и политические актуально для Шекспира, да и персонаж очень нестандартный. 7.
Гордость и предубеждение Читал лет десять назад, если не больше, но ничего не запомнил. Сейчас решил обновить исключительно для того, чтобы с полным удовольствием взяться за роман Гордость и предубеждение и зомби, на который давно облизываюсь. Оказалось, что и сама по себе классика неожиданно хороша. Да, по нынешним меркам простовато и картонно, но так всегда выглядят корифеи с расстояния. А вот чувство юмора, лёгкость пера и аккуратное выстраивание сюжета можно оценить даже сейчас. И многие герои выписаны с большой любовью, хоть и малым числом красок. 8.