Jul 12, 2017 14:28
Наполеон в Египте всячески старался заручиться поддержкой местного населения и внушить им, что он большой друг мусульман и вообще личный избранник пророка. Дошло до того, что широко обсуждалась возможность перехода в ислам самого Бонапарта и всей его армии (Наполеон убеждал местных муфтиев, что проблема лишь в необходимости обрезания и запрете на питьё вина, причём после долгих споров ему разрешили обойтись без обрезания, что усложнило дальнейшее оттягивание процесса). А вот как он сам описывает ярчайшие акты своего популизма (помним, что это человек, вскоре рассадивший всех своих родных и друзей на все тёплые места Европы):
Мечети получали доход с большого количества земель и вкладов; но эти доходы нередко растрачивались администрацией мечетей. Султан Кебир [Наполеон, так его называли в Египте, пишет о себе в третьем лице], желая продемонстрировать свой интерес ко всему, что интересовало религию, подтвердил действительность всех вкладов, которыми пользовались мечети, мавзолеи, другие религиозные учреждения.
Узнав, что мечеть Хасана очень плохо управляема, он однажды отправился туда в час молитвы. Все молящиеся вышли и окружили его, удивленные столь необычным зрелищем. Он велел позвать имамов, ведавших содержанием мечети. «Почему, - сказал он им, - этот храм божий так плохо содержится? Что сделали вы с доходами мечети? Разве для вас и ваших семей верующие дарили ренты и земли, или же они подарили их для содержания мечети и религиозных нужд?» Он тут же велел выбрать шестерых старейшин квартала и приказал отчитаться перед ними в использовании доходов мечети. Это встретило живейшее одобрение общественного мнения. Из отчетности стало ясно, что администрация должна мечети значительные суммы. Эти суммы были возвращены дебиторами и употреблены на украшение мечети. Наполеон повторил ту же сцену во всех мечетях, где имелись злоупотребления.
Путешествуя по стране, он проявлял о них такую же заботу. Повсюду он заставлял возвращать растраченные суммы, в результате чего в храмах повсеместно развернулись ремонтные и другие работы. Жалобы на тех, кто присваивал доходы мечетей, посылались анонимно или за подписью жалобщика, и он внимательно следил за отчетностью и возвращением присвоенных сумм, что необыкновенно радовало народ - и по причине его религиозности, и в силу того, что видеть, как заставляют раскошеливаться людей, ведающих общественными фондами, - для него всегда счастье.
Наполеон Бонапарт, Египетский поход, 1810-е. Подчёркивание моё.
Слова мудрых,
Книги