Книжный дайджест - 47.

Jan 18, 2016 11:06

Предыдущие части доступны по тегу.

Овод (Этель Лилиан Войнич). Заглавный герой ненатуральный и абсурдный. Куда ему, например, до Инсарова? Но самое смешное, что он, конечно, никакой не революционер по сути, и советская критика, делавшая из него собирательного борца за права угнетенных, выбрала на удивление неудачного идола. Ещё он туповат для такого очаровательного гения, которым его пытается представить автор. В общем, совсем не удался, на мой взгляд. А вот якобы второстепенные персонажи получилось неплохо, в них много любопытного, понравилось только из-за них. 7.
Сёгун (Джеймс Клавелл). Шедевр. Не знаю, всё ли там абсолютно достоверно, но как исторический роман - выше всяких похвал. Книга идеальна для лежачего отдыха - она огромная и при этом захватывающая. По счастью, я взялся за неё как раз на иорданском пляже, так что на четыре дня перенёсся из Акабского залива в Японию 1600-го года. Много персонажей, но они так грамотно вводятся и выводятся по ходу действия, что не запутаешься, сами герои чётко прописаны, последовательны (слышишь, Дюма?), различаемы, красочны. Перед Клавеллом стояла типичная для таких романов проблема: у нас есть герой, который долго чему-то учится, а потом по ситуации в критических обстоятельствах использует некоторые из этих уроков. Как об этом рассказать? Можно монотонно описывать весь процесс обучения, что будет очень занудно и развесит кучу ружей, которые так и не выстрелят. Можно рассказать только о тех уроках, которые пригодились, и это будет ненатурально. Можно вообще ничего не писать об обучении и считать, что читатель сам догадается, когда надо - "а, этому его учили, наверное". Клавеллл выбирает лучший путь - описывает обучение в целом, а потом даёт постоянные небольшие флэшбеки с отдельными уроками точно в те моменты, когда они впоследствии используются. Работает отлично, поэтому автор дальше использует тот же приём для других моментов, где флэшбеки уместны. Выживаемость главного героя немного превышает разумные пределы, но в меру. 9.
Красная комната (Август Стриндберг). Простовато, ожидал большего. Стандартная сатира на бюрократию и зашоренность общества, довольно линейная и однобокая. Странно, что он с ней так выстрелил. Видимо, в этот момент в Швеции совсем не было ещё ничего подобного. 6.
81-я миля (Стивен Кинг). Недавняя повесть. Неплохо, но вторично причём по отношению к самому Кингу, что он, кажется, осознаёт. На фоне его же фантазий на близкие темы - не пугает. 7.
Жерминаль (Эмиль Золя). Как роман о жизни шахтёров, адском труде и бедности - великолепно, очень ярко. Как моделирование психологии толпы и отдельных личностей - тоже удачно, хотя оттенков не хватает местами, грубовато. Как предсказание потрясений начала века - хорошо. Как описание реальной борьбы рабочих за свои права на одном примере - так себе, в левую идеологию и существовавшие в ней течения Золя не погружался, по крайней мере к моменту написания этого романа. 8.
Замок Броуди (Арчибальд Кронин). Вполне классический английский роман о несчастной семье, который мог бы быть написан ещё при Диккенсе - так я думал по ходу чтения. По итогу понятно, что нехватку глубины автор компенсирует изобразительными деталями и беспощадностью сюжета. Получается, в целом интересно, но слишком линейны все герои (домашний тиран-самодур, затюканная жена, бесхребетный маменькин сынок и т.д.). Нарицательные одномерные утрированные персонажи - это удобно для обсуждения книги и её использования в публицистике, но для ХХ века маловато будет, странно, что он так прогремел в 30-е. 7.

Книги

Previous post Next post
Up