Вот эти вот любопытные записи: morreth.livejournal.com/2809211.html и taki-net.livejournal.com/2215607.html собрали комментарии на две крупные темы.
Первая: стигматизация женщины, вообще любой женщины, заодно мужчины выполняющего любую роль, которая сейчас отведена женщинам, любого предмета, который считается женским, итд.
Вторая: социальная несправедливость.
Если коротко: есть участники разговора, которые считают социальную несправедливость невозможной [в обычных, мирных обстоятельствах, без пистолета приставленного к голове]. При этом они пользуются логикой Зенона (ладно, уговорили, пишу правильно), который доказывал что стрела ни в кого не попадёт, потому что в любой момент времени ей останется пролететь полдороги она идеально неподвижна.
Зенон, однако же, издевался над дискретным мышлением и помог сформулировать ранний набор принципов для математического анализа. Какая польза от сторонников невидимой руки рынка, я пока не знаю.
Итак,
если человек занимается унижающей его, вредной и опасной работой, но сначала сам её добровольно выбрал и берёт за это деньги, то причин протестовать против вреда и опасности нет. Его никто не обманывал, в том смысле что у него была возможность собрать информацию о последствиях выбора, и была возможность сменить работу в тот момент, когда она перестала нравиться. Полная свобода минус мелкие неустойки (вроде недополученной прибыли при неожиданной смене работы).
И вообще, любые жалобы на угнетённое положение наёмного работника - это попытки эмоциональной манипуляции со стороны человека, который работает плохо, а контракт хочет повыгоднее чем сейчас.
В этом небольшом абзаце было четыре ошибки, я попытаюсь с ними разобраться за один раз. Дело в том, что у нас тут на планете в последнее время (3-4 тысячи лет, в последние двести быстрее) происходит социальный прогресс. Каждое следующее поколение пользуется достижениями и ресурсами, накопленными прошлым, и живёт немножко лучше. Все мы немножко лицемеры и эгоисты по сравнению с нашими предками, но это не страшно, потому что они были немножко садистами и свиньями.
Глядя на далёкое -- и на недавнее прошлое -- честный человек должен испытывать сочуствие и ужас. Мы совершенно точно знаем про 19й век... и про 1950е годы... и даже про 1970е годы:
- Свобода выбора у большинства населения была крайне низкая, стоит ли её вообще называть свободой? Для белых мужчин границы амбиций определялись в первые 20-25 лет жизни, была примерно одна попытка получения профессии и социализации. Для большинства небелых или немужчин границы возможного устанавливались ещё раньше: от места и обстоятельств рождения. Имеем ли мы право обвинять нищего китайца в том, что он мог бы стать богатым армянином, только не захотел?
- С информированной свободой выбора дело обстояло ещё хуже. Обманутым и униженным полагалось оставаться обманутыми и униженными, и не возмущать общественного спокойствия. Студент колледжа мог примерно оценить, чем работа юристом отличается от работы врачом. Да и то, бывали неприятные сюрпризы: например, уровень кумовства и вообще коррупции в профессиональной жизни. Девица из деревни не обладала такой же способностью оценить, что будет, если она пойдёт в город на фабрику.
- Зато ей ещё было запрещено передумать - недовольство своим местом в жизни уже повод для стигмы, а недовольство два раза - повод для социальной изоляции. Смена деятельности? Да вы что. Что же про неё подумают на новом месте, когда узнают, чем она занималась на старом?
- Кстати, работали наши предки отвратительно плохо. В том смысле, что большинство из них тратило время неэффективно, глупо, и некачественно. (За исключением единиц-художников, которые удивительным для нас образом сочетали производительность и эстетику. К большинству рабочей массы они не имели никакого отношения). Производственные проблемы решались не умением, а числом. Более того, числом и тупым упорством решались трудности, которые не были трудностями вообще. Лифтёр? Как вам такая профессия на весь день для взрослого человека? А как насчёт персонала заправочной станции, в количестве шести человек на машину? Про сельскохозяйственное, военное и тюремное копание земли ручными лопатами я скромно молчу, про это есть misery porn у Некрасова.
- Наши предки гораздо спокойнее, чем мы, относились к человеческим страданиям, в том числе собственным. Если у нас социальная мобильность спокойная и целенаправленная -- отработал один уровень, переходи на следующий, то у них она скорее в стиле "всё бросить и убежать с бродячим цирком". Оставленные жёны, мужья, дети, престарелые родители, итд считались допустимыми потерями. Собственное превращение в грязного бродягу тоже. Да, беглые каторжники иногда становились богачами. Но для этого им приходилось как минимум убить при побеге солдатика-охранника, не жалея его мать, жену и сестёр.
- Даже у тех, кто был готов пробить себе дорогу не глядя на чужое несчастье и свой риск, жизнь была ужасно коротка. Один шанс на счастливую молодость, один шанс на респектабельную работу, полтора шанса на мудрую старость, и всё, гроб. И это у физически здорового человека, а если война? Мы с вами потомки камикадзе без рулей - выбрано одно направление, и самолётик летит. Угадай кто ты с первого раза (или умри), а потом все равно умри. И на могиле напишут Джон Козолуп.
- Приёмы эмоциональной манипуляции угнетенными были известны все, и использовались очень активно. Долговые спирали, double bind, victim-blaming, ко-зависимость, диссоциация личности, я не знаю всех этих терминов но подозреваю что их до сотни в психологической практике. Один из самых сильных - это обожествление статуса кво. Человек, оказавшийся в результате проведённых борцовских приёмов внизу... не должен пользоваться борцовскими приёмами! Не борись, не жалуйся, не ной, молчи, всем от тебя только хуже.
Вот сейчас был длинный список того неутешительного, что мы знаем про своих предков. Абсолютно то же самое наши богатые и могущественные потомки будут знать про нас. Что мы жили во власти зла. Или они признают какую-то случайно выбранную точку в истории идеально гармоничной, запретят изменения, и тогда не будут богатыми и могущественными. Если мы - в отличие от Зенона - верим в ход времени, то мы не должны признавать неудобства и страдания справедливыми и свободно выбранными. Мы должны признать, что:
- современное "достаточное" количество свободы уже устарело.
- современный доступ к информированному выбору недостаточен.
- стигматизация после неудачного выбора, наоборот, излишняя.
- КПД рабочей силы очень низкий, многие профессии не нужны вообще.
- то, что мы считаем безвредным, допустимым количеством страданий других людей ради собственного комфорта - не делает нам чести
- эмоциональная уязвимость человека по отношению к общественной структуре очень высока. Напротив того, армии и державы стыда не имеют, стонов не слушают и на слабо не берутся.
Через четыре десятка лет это будет очевидно. Реформы надо проводить непрерывно и начинать прямо сейчас.