Уничтожив сотни людей в Киеве и городах юго-востока за инакомыслие, новая власть, наконец, понемногу утоляет евромайдановую жажду крови и мести. Даже, можно сказать, пытается опомниться. Верховная Рада уже поддерживает «Меморандум взаимопонимания и мира», который предполагает децентрализацию, особое конституционное положение для русского языка (но не второй государственный), внеблоковый статус, переход к парламентско-президентской республике. Третий стол национального единства путешествует по украинской карте, и сейчас фанерно завис над Николаевом. Украинские единители и примирители упорно не хотят ехать в Донецк.
Понимают, что слишком поздно?
В отношениях с Россией тоже пошли на попятный. Но отступление по сожженным мостам всегда гарантирует подмоченную репутацию. Недавно, вместо проклятий и обвинений во всех смертных грехах, Киев вдруг заявил, что таки готов честно расплатиться по долгам за российский газ. Но деньгами самой России. Если она даст их Киеву. Такой хитроумный (или дебильный - что больше нравится) финт ушами, явно подсказанный Западом, понимающим, в какое финансовое ярмо он впрягся, вызвал соответствующую реакцию в Москве. Та настаивает на расплате и на дальнейших платежах авансом. В ответ Украина в лице Яценюка заявила, что отказывается платить за российский газ авансом. И будет подавать в Стокгольмский арбитраж.
Но понимает, что слишком поздно?
В остальном все по-прежнему. Украинские ура-патриоты в своем привычном амплуа: строчат на сайт Белого дома 100-тысячные петиции с требованием признать Россию спонсором терроризма. Белый дом уверяет, что рассмотрит. В испуганной Партии регионов мутят с руководством и обсуждают возможную замену главы фракции Ефремова на Новинского. Социологи уже в последний раз токуют про победу Порошенко с огромным разрывом: его 53% против тимошенковских 10%. «Батькивщиновцы» прямо на фотокамеры кнопкодавят. Временные киевские власти врут о помощи крымчанам-беженцам и угрожают слишком любознательным журналистам персональными санкциями. МВД заявляет об уничтоженной «Беркутом» документации, которая велась спецподразделением во время событий Евромайдана (как все-таки это удобно!), и жалуется, что «Беркут», теперь базирующийся в Крыму, на контакт не идет.
Евромайданы с Антимайданами благополучно выродились из всеохватывающего, потенциального, предполагаемого, социального - в пустоту.
Ну вот, разве что, заявление ДНР о национализации активов Ахметова, «который сделал свой выбор против народа Донбасса» могло бы стать примером для тех евроромантиков, которые между метанием брусчатки метались с определением жизненной позиции: все-таки «банду гэть» или пока «не гэть»? Но правила не изменились, банда осталась. Пустила корни на новых территориях. Пустила побеги в псевдоновой политической элите - омытой и будто бы освященной невинно наивными майдановскими слезами. Впустила новый, крепкий, капитальный класс обжор с планетарным аппетитом - скандал с Burisma (введение в совет директоров украинского нефтегазового холдинга сына вице-президента США Джозефа Байдена - Полемика) ведь потихоньку забалтывается и забывается, так и не разгоревшись.
Огромная по европейским меркам, 45-миллионная страна в итоге поджата со всех сторон - мегахищниками, привыкшими расставлять флажки на геополитических картах; олигархами, почуявшими новые перспективы - в собственной двойной бухгалтерии и на свежевспаханном под могилы солдат революции политическом поле. Олигарх Ахметов, наконец, подхватил стяг миротворца, и его подневольные уже гудят по отмашке заводскими гудками и автомобильными клаксонами «в честь мира». Юные будущие футболисты и сотрудники ФК «Шахтер» тоже гудят на «Донбасс Арене». «Гудок мира будет звучать каждый день, пока не будет мира», - поясняют всем удивленным идеологи акции. Ахметову остается только упасть на колени и омыть ноги первому попавшемуся шахтеру.
Миллиардер Порошенко, который неоднократно заявлял, что он-то - не олигарх, благодарит олигарха Ахметова за возможность проведения президентских выборов на востоке Украины. «Мы надеемся, что голос людей Донбасса, голос профсоюзов, голос шахтеров, голос металлургов, голос людей труда, а не бомжей и криминалитета, победит, и это будет способствовать существенному расширению количества избирательных участков в Донецкой и Луганской областях».
Чем бомжи не подошли? Не благодаря ли таким, как Порошенко, эти бомжи стали бомжами? Может, стоит напомнить предысторию?
Олигарх Коломойский в своем последнем интервью кокетничает с Тимошенко: придется ему, несчастному, уехать в эмиграцию, если она победит на президентских выборах. «Она же обещает уничтожить олигархов как класс», - деланно пугается Коломойский, подыгрывая агитационной олигархической мантре «олигархов гэть».
Сейчас ведь так модно самоотрицание на публику.
А Запад штампует на 3D-принтере украинских политиков нового образца, не смущаясь, что болванки под этих политиков проржавели насквозь. Все-таки как просто сровнять с землей расплодившиеся в 90-х кладбища залитых в бетон неудачников, поцеловать в лоб бывших бандитов, напутствуя их на новые большие дороги. У людей, живущих на больших территориях, парадоксально короткая память. Сами американцы, сонно покачиваясь на жировой прослойке, не вспомнят, откуда вылез тот или другой сенатор, из какого нарко- или другого легального бизнеса текли деньги на их предвыборные программы. Так же и с Украиной - даже проще, ведь украинцы вообще не умеют задавать вопросы. А если и зададут вдруг крамолу - то их легко отвлечь каким-нибудь очередным флешмобом. Новые имена, столбящие себе места в будущих списках; кандидаты на будущие сопутствующие уроны в войнах за очередную зависимость; маленькие выскочки и «засланцы»; политические кочевники, сомнительные спонсоры, соглядатаи, солдаты удачи, шизофреники, маргиналы, подстрекатели, лицемеры, «бомжи» и «криминалитет».
В хаосе мотивов, да еще и в стране с негативным опытом революций достоинства, очень просто проводить эксперименты. Вживить в народные настроения ген революции, и потом, как было в Киеве, а сейчас - на юго-востоке, отделять его прямо по живому: с помощью невыплат пенсий славянцам-краматорцам, давления на предприятия, жестокого разделения на «сепаратистов» и людей, ищущих справедливость. «Надо ехать на круглый стол, надо находить общий язык, надо объединить страну. Если приедут в Донецк представители церквей, власти, гражданского общества, политики, сам приезд в Донецк, сам факт проведения "круглого стола" уже будет для жителей поддержкой и пониманием их жизни», - убеждает Тимошенко и совсем не ощущает фатальных парадоксов собственного призыва. Пациент говорит о жителях юго-востока как о пациентах - какое уж тут понимание. Но это касается и всех остальных жителей, сознательно или подсознательно действительно желавших жить по-новому, а теперь - запутанных и обманутых, закрывшихся в своих хатках, что с краю, как улитки - и никаким дымом новой революции их больше не выкуришь.
Понимают, что слишком поздно?
Занавес, господа!
Дарина Хаевская специально для
Полемики.