Сказ о том как осерчал Иоанн Васильевич на Ермака Тимофеевича (часть 2)

Aug 18, 2015 20:47

ЧИТАТЬ НАЧАЛО - http://gilliotinus.livejournal.com/67824.html

(карта кликабелле - жмите, да увеличится!)




От Самаровского яму вверх по великой реке Оби стругами ходу до Сургута города 3 недели. Сургут стоит над рекою Обию. От Сургута вверх великою рекою Обью водяным путем ходу своею силою, шестами и бечевою, 4 недели. Нарым острог стоит над великою рекою Обью. А от Нарыма до устья Кети-реки ходу по Оби-реки 2 недели; Кеть-река пала устьем в великую реку Обь. От Кецкого устья Обью-рекою вверх ходу до Томского города, и до устья, Томы-реки, до Томского города, ходу стругами 2 недели, зимним же путем из Тоболска до Самаровского яму, до Сургута и до Нарыма и от Нарыма до Томского путь на нартах и на собаках ход, а лошадми тем местом дороги нет, потому что снеги великие, и лошадми ездить не возможно. Велика река Обь вышла одною вершиною из-под Тангутцкой земли, там же иноверцы имянуют оную Катуня; а другою вершиною вышла из-под Мунгалской земли из великаго озера Алтыня, и около того озера Алтын-кул кочует Мугалской Лоджан хан и иные тайши; а рыбы в нем всякой множество, и нерпа морская есть: и те две вершины внизу сошлися, и иноверцы с тех мест назвали усть Бея и Катуня, а ниже того названа та река от величины ея великая река Обь.

[НАЖМИТЕ, ЧТОБЫ ПРОЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ]

От устья Кети-реки вверх Кетью до Кецкого острога стругами ходу 3 дни и 4 дни. А от Кецкого по той же Кете-реке вверх ходу 6 недель до Маковского острога до волоку Генесейского; Маковской стоит на Кети-реке. От Маковского до Генесейского острога сухим путем волоку мостами и борами на лошадях 3 дни; Генесейской острог стоит над великою рекою Генесею. Генесеею-рекою вниз стругами плыть день и ночь до острога Туруганского 3 недели; Туруганской острог стоит на острову межу Генесеею до устья Генесеи. Генесей пала устьем в море-океан студеный, толко ж и летом на том море лды плавают великие. В Генесею ж реку пала рек болших Елогуй, Подкаменная, Илим-река, другая Подкаменная река великая. От Генесейского острога вверх Ангарою-рекою стругами ходу до Братцкого острога 4 недели. Вверх от Братцкого острога по той же реке Ангаре до Балаганскаго ocгpoгa ходу 6 недель. Река Унга, великая река, Иркут-река и Иния-реки пали устьем в Ангару-реку.



От Балаганского острога ходу водою вверх до Иркутцкого острога 5 недель. От Иркуцкого острога до моря Байкала ходу тож 5 недель.
Ангара-река великая вышла из моря Байкала; а по Ангаре-реке пороги зело страшные: запасы и товары, вверх идя и на них пловучи, на себе обносят - иной порог 4 поприща, а иные по два и полтора поприща; а морем Байкалом и через море теми ж стругами до устья Селенги-реки и до Селенгинского острога вверх рекою ходу 3 недели. Селенга-река вершиною из Мунгалской земли Очироя хана вышла; в Селенгу-реку устьем пало рек Тола, а Хилок - вышел из озера, на Хилке-реке стоит острог Иргенской, - Уда и Тонца-реки, и иных рек много пало в Селенгу-реку без имян. Селенга-река устем пала в море Байкал; в море Байкал пало рек много: Прорва, Мишиха, Мантуриха, Переемная, Снежная. В вершине Ангары-реки стоит порог Ангарской. В море ж Байкал пала река Барбуза, а по ней остроги Барбузинской и Теленбинской; Баун-река; из озера вышла великаго Баунта верхняя Ангара. От Селенгинского острога через Мангалскую землю Очироя хана лошадми и велбудами со виюки езды до Китайского царства месяц, а как скорым делом, и в пол-3 недели съездят.

По правую сторону Китайской земли, по рекам и около Амура, и по левую сторону Амура, от реки Зии, и по иным всем рекам до устья великия реки Амура, до моря-океана живут подданные ясачные люди Китайского царя Богдохана Махи, и ясак с себя те люди дают ему, Китайскому царю всяким зверем на всякой год. А с устья великия реки Амура видеть на мори-океяне великий и страшный остров и палаты каменые стройные, - токмо до тех мест устья Амура-реки морем окияном теплым доехать невозможно, потому что таких судов морских козаки амурские строити не знают. С левую сторону Ленскую позади к Амурской стороне в море-океан болших рек пало: Охота, Рама, Товой, Тадуй, Анадырь, Пенжон, Камчатка, Чюдон; а от Чюдона устья реки великий камень пошел во океан-море теплое на 500 поприщ, и устья великия реки Амура возле края океана-моря теплаго; а аз тем каменем нос, которой в морскую пучину пошел в сторону царского величества в Сибирские городы: в Якутской ocтpoг, в великую реку Лену, в Мангазейской острог и в Туруханской. А в великую реку Генесею морем-океаном водою и судами нет ходу за тем каменем великим и по ту сторону носа каменя за великими страшными лдами.




А по тем рекам, которые по сю сторону каменя к Даурской земли, которые реки пали в великую реку Амур и которые реки от устья Амура-реки до каменна носа, которой пошел на 500 поприщ в море-океан, реки пали устьем, и по всем тем рекам леса темныя и страшныя всякого рода и различнаго зверя много ж. И по тем местом, по урочищам, по рекам живут подданныя ясачныя люди Китайскаго царя Дючерцы, Богдойцы девять язык с товарищи розных. А от Амурского устья по теплому морю до каменна носа и от каменна носа по студеному морю-океану до устья великия реки Лены, и от Лены тем же океаном-морем до реки устья Енесея и Мангазейки по морю-океану, по берегу, много рыбией кости зверя моржы лежит, и юсударские люди промышленые и иноверцы, великих государей поданныя ясачныя люди, на тех местах около океана на берегах кость рыбию емлют себе и костию ясак великим государем на всякой год платят; а государские промышленые люди на тех местах токмо с промыслу своего в казну государскую пошлену дают костью рыбией и всяким зверем десятину.

И от вышеписанного Даурского острога Албазинского, которой построен на великой реке Амуре, чрез Амур и Шингаль-реки и до Китайского царства десять дней езды или 2 недели. Китайского же царства стена каменная ведена: мыс великий захвачен; от моря-океана до того же моря-океана на 2000 поприщ степью городовая стена каменна зделана кирпичная, а в которых местех пришли горы каменные, и те горы тут же пущены в стену; Китайские же все горы каменныя, и пашни особь стенами, в той же стене каменной и многие реки, которые из каменя вышли и идут сквозь Китайские горы и чрез пашни их, пали устьем позаде Китайского царства в море-океан теплое.



А от Китайского царства на левую сторону к востоку к морю-океану великое государство, китайским языком нарицают Никанское, ныне же нарицают Великая Хина, сухим путем, степью и чрез каменныя горы, тяжелым ходом со виюками на лошадях и на велбудах 3 недели, а скорым делом 10 дней езды. И то государство Никанское паче Китайского государства зело людми и богатством, златом и серебром и камением драгим, шелком, камками и всякими алканы, благовонными травами и шафраном изобилствует; мужеской и женской пол пред китайскими людми зело чист; и ныне он, Никанской царь, с Китайским царем воюются, а Китайской царь чрез свое Китайское царство в Никанское царство руских людей с товары для торгу не пропущает.

От Генесейского ж острога по той же реке вверх Ангарою-рекою ходу стругами до Илимского устья 6 недель; Илим-река вершиною вышла из каменя. От Илимского волоком на лошадях до Верхоленского острога неделя езды чрез камень; Верхоленской острог стоит на вершине Лены-реки, где из камени вышла. От Верхоленского отсрога вниз реками Ксупою и Мукою до Киринги 4 недели ходу; Киринга острог над Кирингою-рекою; река Киринга пала устьем в великую реку Лену. В великую реку Лену пали реки: Витим, Олекма, Тугир, на ней стоит острог Тугирской, Учирь, Ядомамая, Алдан, Чучуйна, Варла, Чоса, Мутиха, Волоковая, Мусука, Вилюй-река. А от Киринги вниз плыть великою рекою до Якуцкого острога, до устья Лены-реки плыгь на низ два месяца: Лена пала в море студеное океан. По всем же тем сторонным рекам, по Лене живут все государские ясачные люди. Якуты, Браты, руских же людей и пашен на мале; зверя всякого и рыбы много; леса и каменныя горы зело великие, снеги и морозы бывают великия, лошадми в те места езды для камени высокаго, для лесов, вод, болот и снегов отнюдь не бывает. В океяне лды страшно великия.



И от Байкала моря пошел пояс камень, великой и непроходной позаде Лены-реки, а пошел тот камень далече в море-океан на 500 поприщ, и для того с Лены морем в Китайское государство и в великую реку Амуру проходу и проезду нет. Из того ж камени к лесной стороне в государской державе много рек пало: Даура, Блудная, Улья, Ковыча, Колыма, Алазея, Индигирка, Тача, Пияная, Блудная, Хромая, Яна, Омолоха, Оленек, Волоковая, Анабара, Волок-река ж; и по тем всем рекам и лесам живут государские ясачные люди Якуты и Браты; около же моря-океана Самоеды, розными языки глаголющий. От Байкала-моря с устья Барбузинского острога вверх Барбузинскою рекою судами ходу 2 недели до острога Теленгинского, лошадми через волок 10 дней езды или 2 недели до Нерчинскаго острога перваго Даурскаго, Нерчинской острог стоит между реками Нерчею и Черною; Нерча и Черная-реки устьем пали в реку Ингоду. В Ингоду пали реки Оной, Аруня, Амазар, Урка, Задуня, Кайлар, Улуча; промеж озера Кайлара, из которого озера вышла река Кайлар, из реки Унери; в вершинах их между Китайского государством и Тангутцкою землею пешаная пустыня, и тем местом люди не ездят, занеже во оной велие множество червей, сиречь змей, которые многих людей и скотов заедают до смерти; а то место пустынное к самой восточной Индии лежит.

От Нерчинского государева города, в Даурской земли построеннаго лета 7159 охочими сибирскими козаками, езды лошадми и велбудами 2000 поприщ. Унера-река и те все вышеимянованныя реки устьем пали в великую реку Амур. И сверху от Нерчинского города, вниз великою рекою Амуром плыть в судах до Камарского острога 3 недели; Камарской осторог в Даурской земли стоит вниз плывущи Амуром на левой стороне Амура-реки к Ленской стороне, х каменю, а с правой стороны, с китайского боку, против того острога Комарского, река Камара пала устьем в Амур; и от того Камарского острога вниз плыть Амуром до Албазинского острога 4 сутки. Албазинской острог построен был на той же левой стороне с китайского боку; Албазинка-речка устьем пала в Амур, и та земля зело добра, понеже изо всех государских Сибирских городов на той Даурской земли всякой хлеб родится: рожь и яровой из единой меры родится 50, 60 и 70 мер; а по великой реке Амуре по берегам и по островам сам собою виноград ростет, кроме человеческаго труда; в великой реке Амуре против Албазинского острога и вниз по тому ж рыб: белуг чистых, болших калужек, осетров, стерлядей, сазанов, лососей и всякой мелкой безчисленно много, и всякия безчисленныя ягоды родятся, иныя же им имены не знати. А с левой стороны великия реки Амура с Ленского боку от камени зело великия леса и всякого зверя без числа много и по рекам рыбы такожде много.



От Албазинского острога вниз Амуром-рекою до устья Зии-реки 3 недели плыть. Зия-река с той же нашей стороны левой в Амур пала; и по той Зие-реке вверх построены два острога, и те оба острожки во 191 году от китайских людей взяты, а под теми ж острожками на приступех было китайских воинских людей по 10000 человек, наших же руских людей в острожке по 60 человек было. А от Зии-реки по той же левой стороне до реки Быстрыя 3 недели плыть; Быстрая-река в Амур-реку устьем пала. А от Быстрыя-реки до Хамун-реки 2 дни плыть; Хамун устьем пала в Амур. От Хамуна же до устья великия реки Амура месяц плыть. И на устье реки Амура острог зело великий, на 60 поприщ. С китайскую правую сторону те реки в Амур устьем пали Гарпинка, Туйман, Шингал, Ушур; и между реками Шингалом и Ушуром поставлен был государев город, и тот город взят Китайцами. Да с китайскую ж правую сторону около тех рек Китайского Богдохана Махи городами и посадами живут и пашни пашут Китайского царя подданныя люди.

А около великой реки Амура и Шингала к правой стороне Китайского государства пошли реки из каменной вершины и устьем пали в великую реку Амур; а между теми реками, между каменем и Амуром, степные пахотные, добрые хлебородные земли, черностию земля в человеческой пояс. Да на тех же степных местех многие соляные самосадные озера; к самым берегам около вышеписанных рек, которые устьем в Амур пали, лес неболшой и мало зверя болшаго, держатся же в тех лесах и в реках толко бобры, выдры, лисицы, белые зайцы, серые рыси, волки серочерныи, а иного болшаго зверя на китайской стране правой нет, токмо в камени, что под Китайскою стеною, в горах бывают бобры великие. А по Шингалу-реке, на средине, к Амурскому устью не доезжая 5 дней, построен город каменной Шингал с уездами и деревнями; около Шингала-реки и по иным вышеписанным рекам, в городе Шингале, по уездам, по селам и по деревням царя Китайского у жителей все полаты каменнаго строения, связи деревянныя, без сводов верхних, верхи деревянныя ж, доски косяки глиною, звестию умазаны. А в том китайском порубежном городе Шингале от царя сидят на воеводстве бояре; и с того города Шынгала и со всего уезду с подданных пашенных Богдуйцов на Китайского царя Богдохана Маху Шингалской воевода собирает дань всяким яровым хлебом, а рожь не родится, понеже земля не прозябает. В дань же, по указу от царя, дают всяким скотом, дровами и лесом, досками и брусьем для связей; и тот збор на всякой год с города Шингалского и со всех уездов возят в Китайское государство на велбудах и на лошадях, и на волах зимним и летним путем непрестанно, молотой и не молотой хлеб. В Китайском же государстве дрова покупают в вес, по две гривны пуд.



Прежде же сего 7160 году в Китайском государстве до сего нынешнего Богдохана царя Махи был в Китайском строи их природной царь Абадай Хан Китайской, и тот царь умре, а осталась жена, сын царевич Абдура да дочь; и Абдура царевич после отца своего в Китайском сидел на царстве 7 лет. А что ныне в Китайском государстве Богдохан Маха, и тот Богдохан Маха в то время, по указу прежняго Китайского царя Абадая хана и сына Абдуры хана, жил в подданстве в Шингалском городе и был Богдуйским князцем над всем уездом и над подданными Богдуйцами, а отец ево и дед со всеми улусами своими в подданстве ж были у прежних Китайских царей и ясак с себя зверем и всяким яровым хлебом и всяким скотом, лесом и дровами дань давали на всякой год и в Китайское государство сами зборщиками привозили.

И во 167 году Китайского царя Абдуры хана бояре изменили и взяли на царство сего нынешного, подданнаго Богдуйского князца Богдохана Маху. И в Китайское государство Богдуйской князец Богдохан Маха приехал лестию, по согласию китайских бояр, и с собою людей своих, Богдуйцов, воинских избранных с лучным боем и с копии копейщиков и с сулемами вместо сабель взял, и будущи под стеною Китайского государства, по 5 человек в войлоки обернутых на виюки к велбудом привязать повелел на 3000 велбудов, вместо указного числа дани хлебной, лесу и дров и простых лошадей добрых и всякого скота, и ту собранную дань будто он Богдуйской князец прислал дань в Китайское государство по древнему указу и присылке. И тако Богдуйской князец лестию и лукавством с теми сокровенными воинскими людми прииде в Китайское государство в самолучшей царев град Камбалык. И пришед с теми сокровенными людми в царев двор, с великим смятением многих царских сродников поби, и царя Китайского Абдала хана абие удавити повеле, и тако прежде бывшаго царя род пресячеся. После же убиения царя Китайскаго стараго бояре китайския и всякого чина люди по своему обыкновению князцу Богдуйскому Богдохану Махе били челом на царстве и шертовали по своей нечестивой идолопоклонной вере, и за царя быти себе в Китайском обрали, по совету бояр своих; и прежняго своего царя Абдары хана жену царицу его и сестру его царевну дву в законный брак поволи взять.

(Иезуиты в Китае - обратите внимание на китайца, он справа, на тип его лица)


Со 167 году приехали из Рима чрез Полскую землю и чрез Московское государство кругом сухим путем в Китайское государство 6 человек ученых людей, езуитов, и царь Китайской Богдохан Маха их езуитов пожаловал, велел им в Китайском царстве дать место под монастырь и поволил им построить костел римского закона, и кто похощет из Китайского народа, поволил от езуитов креститися и грамоте латинской учитися. И езуиты, по указу царя Китайского, в Китайском костел построили зело преизрядный, и тако с приезду своего и по се число у царя Китайского имеют к себе велию милость, жалование и близость всегда, понеже без их езуицкого совета царь Кигайской никакова дела, расправы не чинить, токмо, как оне ему, царю, в каком совете приговорят, то тако и бывает. И с тех пор, как езуиты в Китайское государство приехали, по нынешнее время Китайского народа людей мужеска и женска пола и всякого чина поволностию своею в римскую веру обратили, и четвертая часть Китайского государства крестилась, многие младые отроки грамоте или писанию латинскому научились; иные же и ныне учатся в школах у езуитов, понеже сам царь Китайской всякого чина людем без возбранения  поволил, кто похощет, креститися; и ныне в Китайском два костела и два монастыря каменные, мужеский и женский, зело изрядные построены.

В костелах же во время службы по обыкновению римского закона сотворена мусикия всякая, и органы зело великия устроены на хорах или клиросах. У Китайцев же в царстве их прежняя их вера идолопоклонническая была кумирам златым, сребряным, медяным, глиняным, зверям, змеям, подобие их напечатаным, которым Китайцы некрещеные и доныне кланяются, а иные болваны литые болшие в 3 сажени величиною; ручные в каменных божницах или мечетях, токмо по их иноверническому званию имя их церкви бурханнигер, сиреч церковь Божия; идолския лица розные, литыя, нагия, безодежныя, аки живыя, такожде срамной уд человеческий мужеска и женска пола обнажен, в лицех болваны, звери и змеи на идолех напечатаны; приносят же тем своим мерзким богом в почесть приношении всякий, скот, зверь, птицы и покупной попонной ясырь иных вер, кроме своего народа, мужеской и женской пол молодой, а своих жен и детей и рабов в жертву идолам не приносят.

В Китайском государстве народ китайской ядят в ествах своих с розными травами всякой гад, ужей, змей всякого рода, ящериц, черепах, лягушек. Руду златую и сребряную и медную в Китайское государство Китайцы от стены крайняго своего города в их далних городех, от Камбалыка, Китайского царева града, разстоянием отстояща 2 недели, возят ту руду на велбудах, а берут ту руду в высоких горах над реками, и те реки из тех гор устьем пали в теплое море-океан, что в их Китайской стене. В Китайском же царстве у идолопоклонников, у царя и у народа Китайского, которые люди Китайскии идолопоклонники вместо патриарха поставлена имянуют его и чин его кутуфта-лама, вместо архиепископа, вместо священника или попа - лама, вместо диакона - гичюл-лама, вместо певчих - манжи-лама; а службу свою служат в капищах своих с кутуфтою-ламою, в службе по 300 человек лам, а попы их, сиреч ламы и кутуфты, не женаты, а кто младой падется с женским полом из их чину ламы, и им положен устав 6 недель поститися, и болше того падения во грех не ставят.



Акак службу свою служат, и всенощное пение до самого света с вечера, днем же с третияго часа дня до полудня, и в то время в службе их кутуфта-лама, чиноначалник их на высоком престоле сидит в равенство за болванами к стене во всем наряде по обыкновению своему, да с ним же кутуфтою-ламою в службе служат власти его, лам всякого чина по уставу по 400 и по 300 человек; и во время службы их идолской бывает мусикийское играние разное в указное время и в трубы великия трубят, трубы же медныя в 3 сажени величиною, в бубны биют, в колоколцы звонят и в железные доски вместо клепал, и в медные в болшие чаши, аки кади, вместо звона повешена, звонят и иные всякие игры по их идолопоклонническому древнему оставленому обыкновению в службе бывают. Кадилы же болшими серебряными на чепях с колоколчики розным ладоном в службе своей всякого кадят, и вместо потира на тот же образец великий устроен потир и ложка серебреная; и из той чаши сам кутуфта-лама, сидя на престоле своем, трижды ел и чину своему ламам всем приходящим к нему к престолу его дает такожде по 3 ложки; и мирским, хану царю, женам ево, царицам, дитем и бояром всякого чина людем мужеска и женска пола, от мала и до велика; а потир зело велик яко двум человеком пред кутуфтою держати оный; а в ту чашу или потир положено сочиво малосаки, горох само малой, вино церковное, масло деревяное; и в службе прежде, как принесут на престол кутуфте тот потир, и кутуфта, взем тремя персты то приношение идоложертвенное, трижды на воздух бросает.



А те их кутуфты из Китайского и из Мунгалских земель от розных своих ханов и из Калмыцких земель Черных Калмык и Белых и от ханов, от тайш, сиречь от князей и владетелей, ездят ставится в Тангуцкое государство, которое смежно рубежем великому Индийскому государству, близ самой верхней Индии, именуемой в Боронталу, сиречь правую вышную страну, к далай-ламе, сиречь по их званию к великому и пространному акияну-морю, понеже их идолопоклоннических патриархов кутуфт поставляет, а кутуофты-ламы ставят всякой свой меншой чин в Тангутцкой земли. В Боронтале построены зело изрядные три идолопоклоннические каменные монастыри, а в тех каменных монастырях живут с ламами и со всем своим чином по 1000 человек, да во всяком же их монастыре началники далай-лама. И теми их учителми и старшинами, которых почитают выше патриархов, действует дух нечистый и лукавый, егда бо месяц млад, тогда и он окаянный далай-лама млад, егда же месяц полон, в то время и он аки человек средовеч, когда же месяц ветох, тогда и он далай-лама аки зело стар и во 100 лет; и тако теми далай-ламы нечистый дух действует всеми тремя несказанно, и человеческому естеству мнится быти неверно, и аще ли кто из некоего государства или земель к ним далай-ламам в Тангутцкое государство в Боронталу ставится в кутухты-ламы с какими дары на поклонения и благословения едет, за 4 или за три месяцы до их земли разстоянием отстающе, и те далай-ламы учеником своим повелевают писать по их пророчеству, кто откуды к ним с чем и для чего едет и сколко с собою людей и скота ведет, и скоро ли к ним будет, и в которой день.

И идолопоклонницы тех своих далай-лам в почитают святыми, называют безсмертными, понеже оне далай-ламы никогда не умирают, но по месяцу все на всякой месяц обновляются; не токмо учители их злочестивыя, ибо тако ими враг действует, но и ученицы их кутухты-ламы, гичюны, манжи и всякого чина хто что захощет действом того ж лукаваго беса громы, дозжи, ветры и стужу напущают, и прежде себе дождь и ветер за 9 дней пущают и в Петров пост реки ставят и замараживают. Вся же сия дияволска действа и волшебства списавшаго очеса видеша и за государским делом у них идолопоклонников бывшаго тогда.
Из Китайского же государства от царя послы ни в которое государство не ездят, кроме одного Никанского царства, сиречь великий Хины, для драгоценных товаров.

тартария, фальсификация истории, сибирь, ермак

Previous post Next post
Up