На Кикар Париз в Хайфе, на выходе из кармелита вот кого встретил)))
(ну конечно, мы договорились, но так веселее в рассказе)
Стою, никого не трогаю, вдруг - Рома.
Итак, выходит человек, и это камрад
golanВообще заметил, что впечатление от встречи со старыми друзьями из ленты - только лучше, чем можно ожидать.
Посидели в кафе.
Рассказали за жизнь друг дружке.
Рома запечатлен, кстати, в момент душераздирающего рассказа, как с войны он прямо в милуим отправился.
Ну и куда отправятся два джентльмена? Думаете в бордель? Ща-з, мы отправились...
...в музей Хиджазской железной дороги.
В конце XIX века Османская империя сталкивается с насущной необходимостью модернизаци; в том числе и в области путей сообщения.
Начинается интенсивное строительство железных дорог, с опорой на помощь Германии.
В 1900 году под личным патронажем султана Абдул-Хамида II начинается строительство железной дороги, которая была названа Хиджазской по региону Хиджаз.
Хиджазская железная дорога должна была соединить Дамаск и священный город мусульман Мекку, что значительно облегчило мусульманам всего мира совершение хаджа. Не следует забыватть и про рост сепаратизма на окраинах Османской империи - железная дорога облегчила бы переброску турецких войск по арабским провинциям.
На севере планировалось соединение с железной дорогой Стамбул-Багдад. Дорога была узкоколейной, с шириной колеи 1050 мм.
Естественно, что активное участие в строительстве принимали немецкие инженеры.
Работы главным образом велись силами специальных железнодорожных батальонов турецкой армии, но привлекалось и значительное число вольнонаёмных рабочих.
Климатические условия были сложными, не хватало воды - и было вырыто значительное число артезианских колодцев и устроены цистерны для сбора воды в дождливый период.
Часто происходили нападения бедуинов - с самого начала строительства дорога охранялась значительными армейскими силами.
В 1908 году дорога было достроена до Медины. Была также выкуплена у частной английской комнании и присоединена в качестве ответвления железная дорога Хайфа - Дер'а (150 км).
Во время первой мировой войны турки использовали дорогу для перевозки войск и военных грузов. Только недолго: эмир-динамит Лоуренс со своими арабскими отрядами с легкостью практически полностью парализовал движение поездов.
После поражения центральных держав в войне и распада Османской Империи дорога оказалась на территории нескольких новых независимых государств, которые не могли поддерживать её полностью в работоспособном состоянии.
Войны середины ХХ века полностью разрушили единую структуру.
В итоге сейчас действуют лишь отдельные участки дороги: от Дамаска до Аммана и от фосфатных месторождений около Маана до Акабского залива.
Особую роль дорога сыграла в истории Хайфы: строительство вызвало в Хайфе настоящий экономический бум, стал наиболее важной станцией на Ближнем Востоке. Отрезок дороги из Иордании до Хайфы был построен с 1903 до 1905 года. (Этот отрезок, ведущий в Хайфу по долине, был прозван “поезд долины”).
В дополнение к зданиям самой станции были достроены офисы управления дорогой, а также депо. За стенами станции были построены склады, торговые центры и магазины вдоль шоссе, а сама улица называлась Хиджаз (сегодня - дерех Хативат Голани ).
Ну а вот, собственно, станция.
Хайфа, ставшая одновременно центральной станцией и одним из главных портов Ближнего Востока, пережила в годы, последовавшие за строительством, невиданный экономический подъем. Население увеличилось многократно: тысячи людей приезжали в Хайфу с целью поиска работы в порту, на железной дороге и - строительство шло широкомасштабно - на стройках.
В период британского мандата станция служила развилкой для международных маршрутов, а также отправной точкой в Египет, Сирию, Иорданию и Саудовскую Аравию.
Основным зданием оригинальной станции было каменное строение с часовой башней , но в 1946 году было взорвано и единственной уцелевшей частью осталось западное крыло, которое служит сегодня в качестве офисов станции.
По дороге Рома обратил мое внимание на древнее мусульманское кладбище:
Ну и мы прошли по мостику в депо, где стоит небольшая, но достойная коллекция вагонов и локомотивов.
Например, вагон-дот времен британского мандата (сцуко, кто сейчас боится обстановки в Израиле - поглядите, насколько в 20-е годы очковались англичане).
Или салон-вагон. Вроде как - в этом кресле сидел Черчилль!
С кухней и умывальней!
Маневровый паравоз девятьсот лохматого года...
...и более новые, многие израильитяне их еще помнят.
А это в ремонтный вагон времен мандата заглянул
С мостика немного поснимал Хайфу
А тут еще часть экспозиции... Смотрю на здание - знали турки толк в жизни...
Смотритель оказался русскоязычным, долго работал в Москве в метро. Все показал и рассказал.
И в колокол разрешил мне позвонить...
Неподалеку от офисов станции возведен монумент с рельефом паровоза. Монумент был воздвигнут в 1905 году и на нем длинная надпись на турецком языке, восславляющая султана Абдул-Хамида II.
Люди фотографируют поезда...
Когда шли со станции, Рома обратил мое внимание на здание элеватора - один из главных в Хайфе ориентиров. Говорят, туда залезть можно и пофотографировать.
Короче - день прожит не зря.