России уже нет... по поводу интервью прот. Георгия Митрофанова

Dec 13, 2011 15:10

http://www.religion.in.ua/zmi/foreign_zmi/13548-nash-narod-popytalsya-soveshit-samoubijstvo-intervyu-protoiereya-georgiya-mitrofanova.html

Обрезание памяти Наш народ попытался совершить САМОУБИЙСТВО, но оказался таким большим и сильным, что себя убить не смог. Он себя искалечил. Мы страна нераскаянных каинов.

[Spoiler (click to open)]
Против протоиерея выдвигаются обвинения в русофобии, в манкурстве - но он говорит о простых вещах - об русской исторической памяти, о конфликте памятей в русских головах, о дореволюционной и советской России. Как мы помним нашу историю, насколько в нашей голове реально присутствует Отчизна?

Россия прекратила существовать. То, что мы видим - не Россия.   Это страна, у которой либо не было истории, либо была такая история, от которой современное общество отчуждено.
Отчуждено. Это не значит не помнить Российскую историю, исторические факты  или последовательность царей. Это не значит - знать, что за чем было в нашей истории. О. Георгий сравнивает историческую память с ИСТОРИЕЙ СЕМЕЙНОЙ. Парадоксальный и порочнейший, постыднейший факт - когда наши люди, молодежь и их родители, не помнят, кто был их прадед, не знают своего рода, его истории. Для нашего человека род - это мама-папа, бабушка-дедушка, максимум дяди-тети. Прадедушка - это уже история, это уже о-о-о какая древность! Разве это неправда?

Ведь история начинается с памяти семейной. Ты живешь в деревне, где родовое кладбище, изба, в которой жил хотя бы дедушка. Много вы найдёте людей, которые живут в домах, где жили их дедушки даже в городах, не говоря уже о деревнях? Люди срывались со своих привычных земель и в общагах, коммуналках у них и детей формировалось совершенно другое
сознание. Помните, как в приличных семьях, сохранявшихся в Советском союзе, старались не рассказывать детям об их предках, которых, допустим, репрессировали? И так приходило всё в забвение.
Новодельность Период СССР - когда уничтожала НАША история и память. МЫ (здесь о.Георгий говорит о своем поколении, которое еще жило в 70 годы СССР) еще помнили дореволюционное прошлое - люди на улицах могли сказать, как наз-ся переулок до Революции. А кто сейчас помнит, как улица наз-лась в советское время? А до 1917 г.?
По этому поводу сразу вспоминаются евреи в Одессе. И оперетка "Таке єврейське щастя". Одесса, Бердичев, Умань были еврейскими городами, там было много евреев, древняя, особая, по-своему прекрасная история. Помните советские анекдоты, "армянское радио", в которых очень много чего говорилось евреями и о евреях? Когда я их рассказываю молодежи (мне 25 лет) - мне приходится предварять рассказ интродукцией, как будто я рассказываю истории античной Греции или Франции времен мушкетеров. В Бердичеве люди живут как будто там евреев и не было! И дело не в евреях - а в ПОЧВЕ И ПАМЯТИ. В том, что скажут обо мне после смерти. Все века человек жил в расчете на память поколений. В памяти потомков мы живы - говорилось. Но какая к черту память потомков!?
Большинству наших современников всё равно, КАКИЕ мемориальные доски украшают здания. Странные сочетания памятников, праздников и названий в нашей жизни - это  свидетельство исторического беспамятства, неинформированности, потому что мы даже не знаем всерьёз, КАК проявил себя тот или иной человек. Мы не только не знаем, но и знать не хотим.
Память симулируется только с целью "примазаться к истории". К Средневековью. К Российской Империи. И хуже того - к Христианству.
Сейчас перед нами сплошные новоделы, сущность которых заключается в том, что современные люди пытаются изображать из себя  редставителей прошлой эпохи. Люди не осознают себя связанными с нашим историческим прошлым. Оно для них неактуально и неинтересно. Они хотят адаптироваться в
современном настоящем.
Новодельность - проявляется не только в ролевом движении - а и в архитектуре, в общении. Москва, Питер, Киев перепаханы новоделами крупных корпораций, стеклянными зданиями...Молодежные клубы и организации (не только молодежные) - историко-реконструкторские, всяких монархистов и пр., которые связывают свое поведение с принципами Средневековья, Империи, в жизни не помыслят жить так, как жили тогда - я имею ввиду не техническо-бытовую оболочку, а каркас ценностей, если так можно выразиться. Это какой-то либо постмодерн, либо маргинальная попытка недоразвившихся подростков заявить о себе. И вот это страшно! Потому что человек, реконструирующий средневековую эпоху, живет не по принципам той эпохи, а согласно современному нравственному релятивизму, разгильдяйству. Рыцарство, целомудрие, честь - человек их только ОТЫГРЫВАЕТ на подмостках своей ролевой игры. Это даже нарушение принципов театра, в которой человек, игравший кого-то, должен был настолько воплотиться в образ, чтобы стать почти им, с его ценностями и моралью.
Но трагично то, что такая себе игра идет и в реальной Церкви, в реальном христианстве. Люди, многие православные, православные "по роли", им дорог какой-то историко-культурный конструкт, какой-то "лубок", "православный гламур", то есть - аксессуары, обставляющие Церковь, всякие канунчики, распевы, церковно-славянский язык и т.п. Ему дорого это потому что он погружается в это пространство вневременности, а точнее - выхода за пределы настоящего времени в какое-то пространство исторического идеала. Говоря банально - такому человеку дорога именно такая красивая и милая форма, а не суть. Потому что он там играет роль православного христианина, принимая личину такого себе благочестивого старосветского русского человека. Да, да - он именно ИГРАЕТ, 1) он "православный" в храме, а потом он кто угодно, но не живущий вслед Евангелию человек в быту на работе, в отношениях. 2) Он настолько привязан к форме, что забывает о сути, к чинопоследованию и обрядам, что забывает о Христе. Он забывает о том, что обряд - это форма репрезентации веры во Христу и Христу.

"Коммунизм" в нас: нужен суд.
.
МЫ ВСЕ КОММУНИСТЫ. Весь у нас коммунизм никто не свергал. Он разложился, МИМИКРИРОВАЛ и, по существу, ОСТАЛСЯ. Тот самый БЕЗЫДЕЙНЫЙ коммунизм брежневского времени. Тоталитарная идеология добилась главного - она сформировала людей, у которых вообще НЕТ никаких идеалов. Людей, у которых нет потребностей идей. Они даже не предполагают, что у людей могут быть УБЕЖДЕНИЯ. А когда ты говоришь, что у тебя есть убеждения, люди на тебя смотрят как на фанатика или отсталого человека. "Какие принципы, что ты рассказываешь?". И это страшно.
Как говорится - почти все люди добрые, но зло творят не злые, а безразличные люди. Те, кому все равно. Те, у кого нет убеждений. Те, которые к огда приходят плохие люди, соглашаются, потому что им безразлично, лишь бы им было хорошо, лишь бы их не трогали. У которых "моя хата скраю".
Коммунизм остался у нас не только во власти, в которой по всему СНГ сидит бывшая постпартийная элита, или ее ставленники, протиснувшиеся к власти, подлизавшись к ним. Коммунизм (я имею ввиду не коммунизм как социально-философскую и экономическую теорию, которая имеет конкретные принципы и аргументы, происходит от Маркса и европейской политической философии, а СОВОК) - у нас в морали, в отношении к работе, к вере, к другим людям. Брежнев достиг своей цели  -он СОЗДАЛ новую историческую общность - СОВЕТСКИЙ НАРОД. И между Украиной, Россией, Белорусью, Казахстаном, Молдовой общо не "русский мир" патр. Кирилла и не русскость Триединой Руси - а то, что почти нет украинского, белорусского и русского народов, а есть единый советский народ. Думаю, что в других странах СНГ дела не лучше... впрочем, о них я не знаю...
И дело в том, что в отличие от Прибалтики, Центр. Европы у нас не было люстрации. Мы не прошли катарсиса, без которого немыслимо воскресение. Имена зачинщиков террора, убийц наших народов и их памяти - на наших домах и улицах, памятники им... так что, их надо снимать? О.Георгий выступает против - против снятия мемориальных досок деятелям СССР, против переименования улиц, городов. Почему? Да потому что бессмысленно. Глупо менять видимость, форму, когда мы не замыслились над сутью, над нашей памятью. Пока нет рефлексии над историей.
Конечно, имена преступников не должны увековечиваться. Но для того, чтобы так говорить, нужно, чтобы преступники были таковыми названы. Суд над КПСС не произошёл, и позиция по изменению таких названий несколько уязвимая. Нужен наш Нюрнберг.
Но пока в мозгах народных масс не произошла перемена - а она и не происходит, и уже не произойдет - замена фасада только осквернит память, даже ту, которой нет.
Но... наша недавняя трагическая история, память о которой должна возмущать души наших современников, мало кого возмущает.
Сейчас на наших глазах рождается страна, в которой переплетены элементы Советского Союза, в меньшей степени дореволюционной России, и, в большей степени, какой-нибудь банановой республики (страны третьего мира).

Христианство в России.

Разговор о христианстве в России связан с мифом о русском "особом пути".
Никогда мы ещё не шли таким ОСОБЫМ путём от всего христианского мира, как в 20 веке. И путь этот нас привёл к дехристианизации. А ведь именно христианство привнесло духовный смысл в понимание истории.

Но как же я могу гордиться и любить страну, в которой ПРЕСЛЕДОВАЛИ христиан? Убивали СТОЛЬКО ХОРОШИХ ЛЮДЕЙ!

О. Георгий говорит - возрождения духовности не было, нет и не будет. Было только видимое увеличение количества верующих, храмов, монастырей. Но что оказалось внутри? В Церковь, которая в гонениях пыталась сохранить себя, пришел homo soveticus - человек совка, у которого тлели некоторые привязанности к архаике, к обряду, к мистике. В Церкви был вытравлен дух христианского нон-конформизма, христоцентричности, открытости к проповеди и к инаковости, мужества и твердости. Великая духовная школа, которым славится Православие - это опыт, традиция научения, передаваемая от учителя к ученикам, от основателя монастыря к его последователям, опыт "умного делания", духовной практики самопознания и Богопочитания, Богопрославления, система своеобразного психосинтеза и самоконтроля, которая управляет душу на путь к Богу, покоряет человеку его страсти и похоти, дает внутренние единство и целостность духа. Но то, что я только что написал о "великой духовной школе" - это пустые слова. Потому что как не может ребенок сделать то, что учитель делает, просто повторяя его движения, как ребенок требует общения с учителем и научения, так и здесь - чтение тех великих Учителей уже не даст нам возможности "делать так, как они". Нужно кое-что другое - нужно не имитировать результаты творчества древних, а (если мы хотим действительно достичь высот) обратиться к тому Источнику, откуда исходили древние. Обратиться в своей уникальности, отличности, своем другом времени, обратиться без оглядки, не думая подражать уже результатам Учителей. О. Георгий говорит о Христе - solus Christus, жизнь как у первых христиан, зажженных пламенем Богоявления, ликованием Рождества, радостию Пасхальной, которые несли свет Благой Вести миру - вот путь возрождения, а не подражание внешним формам ХІХ или раньших веков.
Он говорит о новомучениках: Посвятив 18 лет работе Синодальной комиссии по канонизации святых, я вдохновлялся тем, что когда мы прославим новомучеников, то мы настолько ужаснёмся тому, что мы СДЕЛАЛИ, что наша церковная жизнь станет какой-то иной, что мы попытаемся, действительно, соответствовать ТЕМ, кого мы прославили. А это была ЛУЧШАЯ, хоть и меньшая часть нашей Церкви. И вот канонизация произошла, а почитание новомучеников в нашей стране отнюдь не стало сколько-нибудь распространённым. И это очень примечательная фраза. Древние христиане особо отличались почтением к мученичеству и мученикам. Слово "мученик" ("мартир") значит "свидетель". Мученик своей жизнью и смертью свидетельствовал о реальности Бога, веры, Церкви, Христа. Он УМИРАЛ за это. Эта трагедия, шок для мира были главным обращателем людей в христианство. И это - главная черта нашей веры. Почему у католиков сохраняется благоговение к мученикам и к проповедникам (как напр., Иоанн-Павел ІІ), а у православных - культ преподобных и чудотворцев? Отсутствие сознания того, что на нашей земле погибло больше христиан, чем где угодно - вот что страшно.Не стала ли наша канонизация новомучеников способом забвения???
А что Вы хотите? Когда в РПЦ никто не развивает традицию памяти, почитания памяти новомучеников? Когда в Церкви память новомучеников совершается раз в году в феврале, и то - за всегдашней помпезностью церковно-славянской литургии черта с два расслышишь даже те помпезные песнопения, упоминающие о мучениках, а проповедь о них сводиться к дежурным фразам!? Почему нет акцента на них в проповеди епископов, в праздновании дня всех святых, и дня всех святых, в земле Русской просиявших? Почему в повседневной проповеди Церкви о мучениках ни слова,  а о чудесах, мощах, ризах и прочих?
Православный сталинизм - это живущее в душах многих христиан желание остаться христианами и жить в мире сем по законам мира сего, а это искушение многовековое для Церкви.

Мы сейчас восстанавливаем часто церковную жизнь такую, какой она не должна быть. Она вновь рухнет, и падение будет ещё более страшным. По существу, когда сейчас восстанавливаются храмы, это не учитывают. Я, например, думая, что в процессе восстановления Фёдоровского храма в Петербурге, в котором в советские годы располагался молокозавод, лучше многое оставить таким, как было: убрать молокозавод и оставить руины и построить рядом, может быть, меньший храм. А эти руины напоминали бы нам, ЧТО мы сделали не просто с храмом, что мы с Церковью сделали, с собственной душёй сделали. Такой памятник был бы весьма уместен.

Как здесь жить?

О Георгий добавляет по поводу своего патриотизма и отношения к России, под которым может только подписаться. "Я пойду против моей Родины, если моя Родина пойдёт против Христа" и "Я хочу, чтобы Отчизна моя была достойна моего уважения, а принимать Россию
всякою я могу лишь по принуждению".
Я не знаю, как мне жить в этой стране. Я только знаю, что у меня есть Церковь. Я буду в Церкви этой странной, непонятной, в чём-то для меня неприемлемой страны, которая сейчас существует.



православие, богословие, христианство, Россия

Previous post Next post
Up