О правде-матке

Jun 09, 2013 03:55

Из интервью историка Марка Солонина (интервью-то интересное, но вот есть в нем такая нехорошая «изюминка»):

При всей моей глубокой и давней нелюбви к товарищу Сталину, я все-таки не могу класть на одну чашу весов гибель десятков миллионов людей, с одной стороны, и репутационные успехи товарища Сталина. Черт бы с ним, уж лучше бы товарищ Сталин получил в своей репутации еще что-то и повысил бы свою политическую капитализацию, как сейчас говорят, если бы этой ценой можно было бы спасти десятки миллионов людей, которые погибли за эти четыре года. Да, конечно, было бы лучше для всех, с нормальной, человеческой, гуманистической позиции, если бы в мае 1940 года Сталин ударил в спину Гитлеру… Да, конечно, при этом Восточная Европа, да и не только Восточная Европа, оказалась бы на несколько лет раньше в лапах товарища Сталина. Но если такой ценой можно было бы спасти десятки миллионов человеческих жизней, то, конечно, я за.

Странное «взвешивание» предлагает Марк Солонин. Как он сказал? «Не только Восточная Европа». Мог бы и прямо сказать, без уверток: вся Европа до Ла-Манша. Что от нее осталось бы, от этой Европы? Что мы видели бы в ней сейчас? Экономическую и культурную пустыню. Сталин принес бы в Европу весь классический советский набор: ГУЛАГ, колхозы и массовый террор. Вполне вероятно, что европейцам довелось бы изведать и Голодомор, о котором они в начале 30-х слышали лишь краем уха от эмигрантов-антисоветчиков, да и верить-то им не хотели! Спас бы, таким образом, тов. Сталин десятки миллионов жизней, нанеся удар первым, как считает Солонин? Разумеется, нет. И при этом исчезла бы европейская культура и сам тип европейского человека.

Солонин делает огромное дело, рассказывая правду о 22 июня. И одновременно роняет реплики, которые его работу обесценивают. Ведь по сути он оправдывает Сталина, давая понять, что тот все же лучше Гитлера. Какой толк в доказательствах агрессивных замыслов Сталина, если по существу, с точки зрения Солонина, он был прав - с «человеческой, гуманистической позиции»? Или таким образом историк платит цену системе за возможность спокойно работать дальше?

Но цена-то слишком высока…

сталинизм, СРСР, война, фашизм, нацизм, Россия

Previous post Next post
Up