(сразу приношу извинения за многократную нумеровку, это сугубо проблемы ЖЖ, который в противном случае убирает абзацы. Начало пунктов отмечены красным)
Украинское общество нуждается в консолидации и солидарности, в формировании украинской нации. Для этого необходимы как минимум две вещи:
Гражданская политическая солидарность всех нас, как граждан Украины, и в этом гражданственном смысле УКРАИНЦЕВ. Это подразумевает всеобщий консенсус по поводу целесообразности и разумности бытия Украинской Державы, которую мы все считаем нашей. И пускай у нас разные видения будущего, прошлого и настоящего, кто-то из нас коммунист, а кто-то националист, кто-то православный, а кто-то католик, кто-то за интеграцию в ТС, а кто-то в ЕС - но для всех нас общая нация-страна, и все мы равно желаем ей быть независимой, свободной и для всех нас мысль о любом расколе или слиянии с другой страной должна быть недопустимой. Это высшей меры маразм, когда в Украине целая группа людей открыто ненавидит, презирает и отрицает Украину как гос-ство, и желает ему всецелого и скорейшего уничтожения. И ответьте мне, почему таковые люди почти исключительно считают себя «русскими», начиная от митр. Агафангела, заканчивая рядовыми ряжеными казачками из Крыма, которые прямо и открыто финансируются из-за русского бугра?!
Общенациональный консенсус вокруг фундаментальных ценностей - наряду с гражданственной солидарностью, это означает согласование принципиальных ценностей украинского общества. Вот это и касается того, о чем я писал - с одной стороны, украинские патриоты, с другой стороны, русские, которые особо хотят пещись о своей русскости. Как удовлетворить требование гарантировать развитие и нерастворение украинского языка (о критическом положении которого я уже писал), и требование обеспечить русские языковые права (понятые предметно-корректно, а не раздуто-манипулятивно)?
Консенсус тут возможен только на таком пути:
Русские в Украине наконец перестают быть албанцами в Косово, и принимают заботу об культурном артефакте укр.языка укр.патриотов как общенациональное дело. Это НЕ ЗНАЧИТ, что русские должны забыть русский или перейти на украинский, НЕ ЗНАЧИТ, что русские должны собственноручно развивать украинский. Консенсус - согласие - ЗНАЧИТ, что они принимают ту идею, что украинский язык является общенациональным культурным достоянием и той национальной отличающей чертой, которая формирует этническое отличие украинцев. Что только украинец может заботиться об украинском, а не кто-то другой. Это значит признать разумность и правоту беспокойства и заботы украинских патриотов об украинском языке и прекратить «срач» с разными оскорбительными выпадами, мало того, что унижающими украинцев, мало того, что транслирующими постколониальное и посттоталитарное высокомерие имперских шовинистов по отношению к угнетенным народцам, но еще и просто лживыми извращениями исторической правды, ведь укр.язык, во-первых, отнюдь не есть тем, что о нем пишут украинофобы («выдумкой», «суржиком», «телячьим»), он уже довольно мощно развит, и доказывать, что он стоит внимания и пр. - это унижать его и украинцев. К сожалению, слишком много русских страдают комплексом имперского снобизма и высокомерия.
Т.е. пора перестать кому-то быть крысой, которая гребет только себе, а подумать об культурном основании общества-нации.
Спор, как вы поняли, идет не вокруг «права русских говорить, писать, думать, получать информацию на русском языке». Эта грязная манипуляция, вброшенная уж сам не знаю кем, имеет целью обмануть самих русских - которые не склонны задать себе банальный вопрос «а где у нас это право забрали?». Ведь, как описано выше, русскоязычный человек в Украине намного лучше обеспечен аудиторией общения (русскоговорящей), СМИ (70%), наличием русского языка в обеспечении техники и пр., + русские в Украине прекрасно понимают украинский (за исключением редких слов), у русскоязычного есть рядом целые минимум две страны, в которых он чувствует себя как дома. Назвать это «угнетенным состоянием» - клевета.
Спор же идет о языке официоза - законов, подзаконных актов и пр. Русские требуют именно официального введения русского языка. Как вверху было показано, в этом нет никакой практической потребности, напротив, это даже неудобно (большие растраты) и вредно (пример - ситуация в Беларуси с белорусским языком!), в Якутии, Мордовии, Татарстане с местными языками...
Украинские же патриоты настоятельно требуют сохранить за украинским языком пространство именно официоза. Официоз и высшее образование - это тот РЕ-абилитирующий и РЕ-анимирующий препарат, который даст укр.языку то измерение бытия, где он спокойно достигнет своей меры, и спустя лет 50, уже не будет стоять вопрос о его обязательной фиксации, и может, примут равное употребление русского и укр.языков. Подтверждение этому - отличие судьбы местного туземного языка в Украине и Беларуси. В Украине единственно только благодаря необходимости официоза в образовании и деловодстве за последние 20 лет укр.язык почти полностью РЕ-абилитировался. Он теперь полноценный язык науки, техники, искусства, литературы, деловодства, новостей. И никто не ржёт над украинским языком, как в Беларуси над беларуским. В Беларуси же массово беларусы настолько покорились, что они даже не преставляют, что их язык может выразить вещи высокой сферы - политики, экономики, науки, философии. Они издеваются над беларуским языком, стебутся над тем, как его можно применить в технике. В Украине даже самые отъявленные украиноненавистники, даже пытаясь обстебать украинский язык, могут найти только либо неудавшиеся эксперименты 20-х годов, либо посоздавать тот лживый суп, который Вы, видно, не будучи специалистом, некритически взяли да и привели. Т.е. вынуждены придумывать инсинуации. Поэтому в Беларуси такие себе снобы-«русские» просто осмеивают - а в Украине изрыгают именно ненависть против существующего и возрожденного языка и литературы, пытаясь придумать какие-то сказки, и несуществующие слова. В Украине другого у них не осталось - потому что укр.язык реально стал мощным языком…
Но не надо это приписывать «насаждению власти». Власть сделала по этому поводу только одно - приняла укр.язык государственным. Все остальное ученые и интеллигенция сами делали, без копейки помощи от государства, которым управляли олигархи и бывшие партократы. Постоянная работа в сложных условиях. А официальный статус просто способствовал созданию украиноязычной полноценной сферы, которая не должна была теперь вечно оглядываться на старшего брата- русский язык, и переводить себя постоянно на русский, чтобы сверять с ним свои мысли. Да, в этом был элемент принуждения. Но, во-первых, это нельзя назвать насильственной украинизацией. Ключевой момент - это была РЕ-УКРАИНИЗАЦИЯ. Приставка «ре» тут существеннейшая! Ре- означает ВОС-становление, ВОЗ-рождение, после длительного вытеснения. Я уже писал выше про причины обрусения украинского Юго-Востока. Такова же причина обрусения и укр.интеллектуальной жизни. Если вы вытесняете из ванны воду, то когда вы прекратите давление, она назад подвинет ваш пресс, и будет стараться вернуть занимаемое ею пространство. Тут то же самое - ре-украинизация, возвращение укр.языка туда, откуда он был изгнан (в высокие сферы науки и искусства), или куда его не пускало подчиненное положение украинской государственности (деловодство).
И сложилась в общем-то всех удовлетворяющая ситуация - официальный статус возвращал украинскому языку свободное и всеохватывающее бытие, те сферы, из которых он был вытеснен - и он стал полноценно развит. А русский язык (который и так имеет официальный статус в России и Беларуси) ничего с этим не потерял, ничего не лишился, так и остался великим языком. Люди уже знают русский и украинский одинаково, говорят как захотят, у русского и так больше информационного продукта, мощная инфраструктура и даже осталась его гегемония. Вы сами подметили в вашей статистике, что русский язык в Украине растет. «На русском говорит 38.6% граждан в 2011 г., тогда, как в 1992 их было 29%., на украинском, соответственно 36.8% в 1992 и 42.8% в 2011 г. 17% жителей Украины двуязычны.». Но почему вы недоговорили, что и узус украинского языка вырос, и притом оба они выросли ЗА СЧЕТ ДВУЯЗЫЧНЫХ. Т.е. благодаря официальному статусу укр.языка прекратилась ползучая русификация украиноговорящих, которые до этого вынуждены были говорить по-русски, чтобы выйти «в широкий свет». А процент роста русскояз. - это молодежь, которая массово говорит по-русски, потому что вся попсовая молодежная субкультура говорит на русском языке. Именно господству попсы и должен благодарить русский язык за рост своих пользователей в молодежной сфере.
Да и вы сами - вы, украинец по крови, какие у вас-то самого неудобства? Только не абстрактно, теоретически, типа «прав», которых вы никогда не щупали, а конкретно-практически! Чего нет-то? Каких практических благ? У меня, как русскоязычного, все есть - я понимаю, благодаря украинояз.образованию, украинский спокойно, прекрасно владею русским, лучше чем некоторые русские, читаю русскую литературу в оригинале - и мои украиноязычные друзья тоже.
Итак, официальный статус укр.языка не мешает никому - кроме тех, у кого чрезмерно раздут великорусский или великосоветский гонор.
Русские разумные требования - как мы говорили выше, после отсеивания снобского нежелания учить «телячью мову», и великосоветского гонору, после разбора реальных коммуникативных возможностей русскоговорящего, таковыми остаются только обеспечение школьного образования. Вы сразу скажете - почему не высшего? Потому что в любой стране - в России, в Германии, в США - высшее образование является феноменом общенационального научного и культурного единства, и нигде - ни в Германии, ни в России, ни в США - высшее образование не предоставляется на языке нац.меньшин. Высшее образование выполняет функцию общенациональной лаборатории научного и культурного языка страны, именно оно формирует терминологический и категориальный тезаурус. Попробуйте приехать в Россию и потребовать там учиться на татарском языке в Казанском университете. На родной земле татар. Вам пошлют очень далеко. Или в Башкирии на башкирском. Или в Германии на турецком. Или во Франции на бретонском. Зачем же вы требуете от украинцев и Украины того, что сами же русские и Россия не хотят предоставлять у себя? Двойные стандарты?
Единственная цель, с которой оное могло бы быть предоставлено - это требования Венецианской хартии. Но русский язык имеет полномасштабное высшее образование в России и Беларуси. Поэтому ни покровительствовательной (вымирающему языку) целесообразности, ни национально-образовательной целесообразности нет. К тому же, зачем русскоязычное ВЫСШЕЕ (не школьное) образование, когда в Украине нужен один гос.язык (выше показано, почему).
Есть целесообразность изучать русскую литературу и философию. Но для этого совсем не обязательно русскоязычное ВЫСШЕЕ образование. Она, конечно, должна преподаваться в любой школе. Но… Тут надо думать еще не только как политик - но и как педагог. Вы пишете о «недостаточности преподавания русской литературы». 100%. Но вы же педагог, неужели вы не знаете, что не хватает времени на преподавание вообще всех предметов - потому что образовательная система современная из рук вон паршивая!? Неужели у Вас нет сил сравнить ситуацию с Россией, и узнать, что там молодежь тоже паршиво знает русскую классику! Единство с Россией НИКАК НЕ ПОМОЖЕТ НАМ ЛУЧШЕ ЗНАТЬ РУССКУЮ ЛИТЕРАТУРУ, А ХУЖЕ - УКРАИНСКУЮ - ТОЧНО. Для обеспечения так беспокоящей вас проблемы «падения уровня знания русской культуры» надо не к Российской федерации, в которой русская культура в упадке, а правит американизированный попсовый китч и блатно-бандистский жаргон (попса и шансон), ползти, а РЕФОРМИРОВАТЬ СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ В УКРАИНЕ (что легче сделать чем в России), и обеспечить качество преподавания ВСЕХ предметов. Это делать на 100 000 порядков сложнее - ну да, это же не демагогию про «укронацистов утесняющих» разводить, это же работать таки надо!
Итак, о школах. Вопрос общей реформы образования чрезвычайно огромен, и кому интересно, требует отдельного разговора. Но в узкой языково-национальном аспекте можно отметить два принципиальных момента, которые есть требование обеих сторон украинского общества.
Во-первых, это строжайше обеспечить для любого ребенка желающего учить укр.язык максимальную доступность оной услуги в любой точке Украины. Дети должны быть обеспечены украинояз. образованием или в школе, если набирается столько детей, или бесплатно - на дому! Или обеспечить в каждой школе украинскую полную версию школьного образования - отдельный класс, и преподавание на украинском. В т.ч. и физкультурника. Хорошо говорящего по-украински, а не бэ-мэ…
Во-вторых, в местах, где собирается нужное количество желающих русской школы - пусть вводится русская школа. Нижеизложены мои мысли по поводу языковой карты школ.
В-третьих, поскольку деловодство и высшее образование в Украине производится на украинском языке (в основном), а ЗНО является одновременно выпускным и вступительным экзаменом, то ЗНО должно сдаваться на украинском везде (стыдно проучиться 11 лет в школе, не выучив украинский - нечего неучей плодить и способствовать снобам).
Вообще надо развернуть систему образования на языках нац.меньшинств. Это та задача, которую перед Украиной поставила Венецианская хартия, которую должен быть решить закон Колесниченка, и которую он испоганил донемогу. Суть в обеспечении развития миноритарных языков (нац.меньшинств и вымирающих). Вопрос упирается в то, какие народы в Украине есть меньшинствами, и какие действительно нуждаются в защите.
Закон Колесниченка фактически заботится только о русском языке. Все! Это его уничтожает на корню. Лживый и подложный закон!
В Украине народы можно поделить так:
На первом месте - народы туземные или титульные (максимально старые автохтоны, которые не имеют своего государства вне Украины и которые живут здесь издревле, а так же основная территория проживания которого в Украине). Это украинцы, крымские татары всех видов. Языки этих народов должны быть имплементированы во все отрасли общественной жизни, иметь статус регионального языка и свои школы - украинцы по всей Украине, татары - в Крыму как их исконной родине. Именно татарским должен быть Крым, а не русским! Русские там - завоеватели с XVIII века. Поэтому АР Крым должна быть в корне реформирована, Верховный совет Крыма должен включать в себя пропорциональные курии - русскую и крымско-татарскую (про украинскую думаю, стоит ли), переименован на Меджлис (уважьте коренной народ!), а также срочно решить проблемы с татарским расселением, но это отдельная тема.
На втором месте - народы, которые давно проживают на территории Украины, но большая часть их живет в других странах, но они не имеют своих государств. Это гагаузы и цыгане. Региональный язык в их локальной области расселения и по мере затребованности школы на их языке, + в Одессе организовать кафедры или факультет для изучения гагаузов, а в Закарпатье - цыган. Цыган вообще надо бы взять в особую работу.
На третьем месте - народы, живущие на украинской территории, но имеющие свои государства. Это почти все! Поляки, венгры, болгары, евреи-идиш, словаки, румыны-молдаване, беларусы… Если их численность в регионах более 20% (с 10% Колесниченко сам признал, что перегнул) - региональный их язык и школы. Но к этому надо привлекать их титульные гос-ства. Согласитесь, что Венгрия, Словакия или Россия тоже должны финансировать образование их соотечественников в Украине НА ИХ ЯЗЫКЕ! К тому же, в каждом случае надо проявлять индивидуальный подход. Напр., в случае со словаками, румынами или венграми я бы предложил заключить договор о возможности выдачи им паспортов этих гос-ств, которые будут иметь ограниченные полномочия, чтобы предоставить возможность этим меньшинствам участвовать в жизни своей страны-родины и работать там, иметь там недвижимость и т.п. (т.е. эти паспорта будут активироваться только на территории самих этих гос-ств, и на избирательных участках - но на территории Украины эти паспорта будут недействительны и не могут считаться основанием для вмешательства дипведомств иностранных государств в какие-либо действия украинских правоохранительных или военных органов относительно этих граждан - само собой очевидно, что преступления власти против них должно наказывать самим украинским народом, и есть дело всей Украины). Т.к. эти меньшинства живут локально и их мало, технически это касалось бы только Закарпатья, Буковины, отдельных районов Одесской области. Высшего образования на их языках им не надо - им, чтобы поступить в румынский универ, надо будет проехать 50 км до границы. А вот например с белорусским языком стоило бы ввести его в районах Полесья, где есть белорусы, организовать Беларуский университет, и пригласить тут известных беларусских разных специалистов - потому что беларусский язык реально вымирает!
И отдельно стоит великий русский язык - именно потому что он великий. Его величие настолько велико, его умирание настолько не существует, а его присутствия в украинском государстве и обществе настолько много, и он настолько близок украинскому языку, что в статусе регионального языка он просто не нуждается. Не то, чтобы я не хотел его ему предоставлять - ОН В НЕМ ПРОСТО НЕ НУЖДАЕТСЯ, в этом несчастном официозе! Русские же школы могут быть везде, где наберутся русскоязычные классы. Русские олимпиады, русские конкурсы - все ок, пусть русские в Украине организуются, получают финансирование и творят. В этом деле надо задействовать МОН РФ, пусть русские денежку дают, помогают братьям. Высшее образование на русском языке нецелесообразно - во-первых, по описанным выше причинам о высшем образовании, во-вторых, потому что высшее образование на русском языке прекрасно обеспечено в России и Беларуси, и в Украине есть русские университеты - филиалы из России: http://www.rus.in.ua/page/47.html, http://www.russia.edu.ru/obruch/sng/1115/, если русские хотят - откроют филиалы и в других городах. Все остальное у русских и так есть.
Наконец, надо законодательно запретить препятствовать развитию школ нац. меньшинств, и особенно русских, чтобы им вольно было свободно учиться. В самом деле, мы же не русские, чтобы разгонять украинские театральные труппы, и запрещать украинский язык! Но и меньшинствам - особенно русскому, которое этим страдает - надо отучиться от манеры замещать свое безделье государственными официозными акциями. Государство не должно препятствовать русскому культурному росту - но и не обязано бегать за ним. Работайте, развивайтесь! Ан нет - хотят же русские гос.официоза - чтобы ничего не делать… ведь объективно - что препятствует русским сейчас творить и развиваться культурно? НИЧЕГО! Кроме гипертрофированного гонора, который на дух не переносит «телячью мову».Пусть гражданское общество и общественная деятельность работает, в конце концов!
И - о деловодстве. Мы уже отрегламентировали вопрос регионального языка. Региональный язык означает, что все решения региональной власти производятся на украинском и региональном (единицей регионального исчисления является район), что языком документации и делопроизводства в суде являются все языки (укр.и рег.), что школы существуют украинские и обязательно на рег.языке, а также, что в укр.школах преподается рег.язык как отдельный предмет. Практически это уже будет супернагрузкой на школы - представляете в Закарпатье, где детям доведется учить украинский, венгерский, словацкий, румынский, цыганский? Радует только то, что максим.совпадание будет только четыре языка - украинский, венгерский, румынский, цыганский, потому что словаки живут на севере Закарпатья, и не пересекаются с остальными, кроме как в Ужгороде. Поэтому надо все-таки в условиях таких, например, румынский не вводить на Закарпатье в укр.классы, а также не вводить в укр.классы цыганский.
Отдельно надо обусловить переходные положения. Я лично против того, чтобы заставлять людей, близких к пенсионному возрасту, учить любой язык. Поэтому в официальном деловодстве (заполнение заявлений всяких, документов) необходимо уточнить, что пенсионеры и инвалиды, если они по причине проблем со здоровьем не могут выучить укр.язык (люди с больной психикой, расстройства речи, люди, которым сейчас больше 65 лет), должны быть обслужены и обеспечены возможностью составить документ на русском языке. Это касается в основном русского языка, потому что таковые проблемы с румынами или венграми неизвестны (не могу не удержаться спросить - почему?). Уточняю - СЕЙЧАС 65 лет. Потому что если человек в психическом здравии прожил 20 лет в Украине и не кумэкает по-украински, он либо больной, либо псих, либо яростный украиноненавистник или украинопрезиратель, которые с пафосом великоросса возглашают: зачем мне эта телячья выдуманная мова!? 65 или 60 лет - это моя дань уважения старости и сединам, ведь в 1991 году человеку было соответственно 40-45 лет, и в таком возрасте уже простительно. Так же переходным положением надо уточнить, что от сдачи ЗНО на укр.языке увольняются дети, жившие в Украине меньше чем 5 лет до сдачи ЗНО.