Историограф: Кабаре Вольтер

Feb 05, 2016 22:53



Любители искусства (особенно авангардного искусства ХХ века) сегодня отмечают 100-летие со дня открытия в Цюрихе «Кабаре Вольтер» - «центра художественного развлечения», который в 1916 году учредила группа артистов, поэтов и художников, чуть позже назвавших свой творческий метод «дада», а себя дадаистами.

Я не буду останавливаться здесь на истории этого течения в искусстве, но посвящу свой сегодняшний рассказ одному малоизвестному, но любопытному аспекту историографии дада. Вероятно, многим людям, интересующимся этой темой, знакома - хотя бы названием или именем автора - книга американского писателя Грейла Маркуса «Следы помады: Тайная история ХХ века» (Lipstick Traces: A Secret History of the 20th Century), впервые вышедшая в 1989 году. В ней автор рассматривает феномен панк-рока как квинтэссенцию всего авангардного проекта в западном искусстве ХХ века: от футуризма (1910-е) к дадаизму (1910-1920-е) и далее - через сюрреализм (1920-30-е), леттризм (1940-50-е), ситуационизм (1950-60-е) - вплоть до панка в 1970-е. Автор уверен, что панк явился гораздо более радикальным проектом, достигшим более значительных целей, чем все его предыдущие источники - во многом благодаря тому, что стал более массовым явлением, стал частью поп-культуры.

История и философия дада стали одной из главных тем этой известной и популярной на Западе книги (переведённой и на русский язык). Грейл Маркус писал «Следы помады» очень долго - девять лет, все 1980-е и в 1983 году, уже собрав многочисленный и на тот момент малоизвестный и труднодоступный материал, он решил его «обработать», для себя, уложить, так сказать, в голове. Он прибегнул к методу «художественного развлечения» - написал, на основе накопленных знаний, пьесу под названием «Историограф: Кабаре Вольтер».

Жанр этой пьесы (написанной для себя, без расчёта на сценическое воплощение) можно, наверное, определить как фантасмагорию. Её действие происходит в «Кабаре Вольтер», но это необычное действие: в зале собрались многочисленные герои «Следов помады» - а это люди, жившие в разные эпохи и в разных странах. Всё происходящее - сумятица, чехарда и скандал: эпохи сменяют друг друга прямо на маленькой сцене кафе, фрагменты реальных выступлений дадаистов в Цюрихе моментально сменяются студией молодого Элвиса (1950-е) или подмостками лондонского панк-клуба Roxy (1970-е), а также трибуной Конвента (1790-е), парижским джаз-клубом 1940-х, где выступали леттристы, и даже дискотекой, находившейся в помещении «Кабаре» в 1980-е.

Дадаист Рихард Хюльзенбек выкрикивает свои манифесты под аккомпанемент цюрихской девичьей панк-группы Liliput, из-за столика в зале его громогласно оспаривает молодой Ги Дебор, к другому дадаисту, Хуго Баллю, снисходит Дух, посещавший в своё время средневекового мистика Генриха Сузо, третий дадаист, Рауль Хаусман, и леттрист Жиль Вольман оспаривают первенство в области саунд-поэзии, панк-певица Поли Стайрен пытается перещеголять в остроте ума дада-певицу Эмми Хеннингс - из зала их перекрикивают и пытаются прорваться на сцену пранкеры от искусства второй половины ХХ века Малкольм Макларен и Мустафа Хаяти, молодой Карл Маркс и престарелый философ Анри Лефевр, дадаист Георг Гросс в маске Смерти и леттрист Исидор Изу, а средневековый английский еретик Эйбизер Коппе спорит с дадаистом Йоханнесом Баадером, кто из них способен узреть Бога. Зал «Кабаре» переполнен молодыми скачущими и блюющими панками, а также разъярёнными калеками - ветеранами Первой Мировой, которых дадаисты со сцены убеждают, что войны в нашем мире ещё слишком мало и надо бы побольше.

Кульминацией становится появление Ревизора: Джонни Роттен объявляет себя Антихристом и пьеса заканчивается затмением, немой сценой.

Текст «Историографа», где к каждой реплике каждого героя прилагается культурологический комментарий, был единственный раз, в 1993 году, опубликован в академическом журнале Common Knowledge, видимо, никогда не переиздавался и, вероятно, лишь однажды был зачитан автором на презентации юбилейного переиздания «Следов помады» в 2009 году.

В дополнение к этому могу предложить вашему вниманию собственно фрагмент книги Lipstick Traces, в котором кратко обрисовывается, что происходило 5 февраля 1916 года в «Кабаре Вольтер», что там происходило в дальнейшем и какое это имело значение для искусства ХХ века. Случайное совпадение, но именно в этой главе есть момент, «горячечная галлюцинация» Рихарда Хюльзенбека, и она-то, по сообщению автора, - который в культурологическом исследовании не мог себе позволить ту экспрессию, что он позволил себе в «рабочей» пьесе, - ближе всего приблизилась к тому духу, что содержится в «Историографе», и который пытались уловить «Следы помады».

Русский перевод ИСТОРИОГРАФА

marcus, historiograph

Previous post Next post
Up