Женщины Швейдница объявили, что их души, благодаря их собственным усилиям, достигли того совершенства, которым не смог наделить их Бог, и что совершенство это величественнее самого Бога. Они объявили, что обладают такой властью над Святой Троицей, что могут разъезжать на ней "будто бы оседлав".
- Норман Кон.
В поисках Тысячелетнего Царства. Революционные хилиасты и мистические анархисты Средних веков.
Например, возможно, ты обращал внимание - когда читаешь о староверах, это как на ладони, - что любая попытка не меняться, когда мир вокруг тебя на всех парах куда-то спешит, запускает страшный по интенсивности, главное - неостановимый механизм мутаций. Какое-то совершенно революционное правосознание. Так и жесткое следование логической формуле - мир есть абсолютное зло, потому его законам подчиняться не следует - сделало веру скачущей во весь опор. Путь, который прошли разные старообрядческие толки за двести - двести пятьдесят лет, будто проделан на тройке, которая несется сама по себе без кучера - он где-то свалился с облучка - и вот она скачет, скачет под гору, и некому ее остановить.
Да и кого держать, кто кого гонит, тащит в пропасть: кони экипаж или теперь уже сам экипаж несчастную упряжь. Понимание мира как бесконечного и безысходного зла, которое нельзя ни исправить, ни простить, оставляло для праведности последнюю надежду - Апокалипсис, Страшный Суд. Люди, исповедующие такую веру, ждут Божьего суда без трепета, они как бы всегда к нему готовы, больше того, не сомневаются, что живут на его пороге. Они молят о конце времен как об избавлении, ловят любые мало-мальски верные известия о Спасителе и ищут их и в книгах, и в жизни. Что, наверное, самое поразительное - готовность этой веры пойти на все, только бы приблизить второе пришествие Христа и его схватку с дьявольским воинством, переполняет ее последователей кипящей энергией, благодаря чему, пока суд да дело, они и в обычной, мирской жизни не знают себе равных.
- Владимир Шаров.
Возвращение в Египет.