Так как в комментарии не лезет, выкладываю упражнение в журнал.
Ну, и присоединяюсь к флешмобу, придуманному
dika_deeneris Суть флешмоба (копипаст): "Вы вот в школе любили сочинения на свободную тему? А на заданную, но не по произведению, а про вас? Ну в стиле "Как я провёл лето" или там "Моё домашнее животное"? Собственно я предлагаю каждому отметившемуся в комментах тему для сочинения, а после с интересом читаю полученное :)"
Отмечайтесь в комментариях к этому посту, если хотите получить от меня тему. :)
Мне досталась тема «В чем отличие идеалов от идолов». И теперь у вас есть возможность почитать, что же я об этом думаю. :)
Итак,
«В чем отличие идеалов от идолов»
Идол… Холодная статуя на возвышении, позеленевшая медь или потускневшее золото. Но, тем не менее, эта статуя вызывает страх, на нее наложено табу, ее нельзя потрогать без последствий. Идола нельзя любить, но ему можно поклоняться. Идол отделен от тебя преградой высоты и отчужденности, холодности. Он на обрыве, а ты внизу, и если ты взберешься по склону и встанешь рядом - силы идола найдут возможность покарать тебя. Если он еще не будет сброшен. Тобой.
Идол как человек - это тоже нечто чуждое. Чуждое и недосягаемое, что-то, во что верят окружающие, в кого верят окружающие, и чей авторитет нельзя оспорить, не являясь таким же, если не большим авторитетом. И тот, кто для меня идол, - может быть идеалом для кого-то другого.
Идеал же - это нечто субъективное, иногда родное, иногда не очень. Идеал живее, чем идол. И если идол стоит на скале, то идеал летает в облаках, иногда спускаясь на землю, заглядывая в самые страшные расщелины, всматриваясь в лица людей, чтобы потом вновь взлететь, или остаться. Идеал человечен, но невозможен. Идол же - часть реальности.
Идеал человека… Иногда люди приближаются к тому, что для меня может быть идеалом - какой-то своей стороной, а иногда и всей жизнью. Вариантов может быть много. И понимание того, что в чем-то этот человек идеален, возвышает его, отдаляя от меня, но, в то же время, это возвышение вызывает жгучее желание стремиться вслед, чтобы увидеть идеал еще раз и понять для себя что-то новое. Это движение прекращается только тогда, когда человек перестает быть идеалом: например, перечеркивает представления о нем каким-то свои поступком. Но может быть и так, что кто-то не перестает быть идеалом - хотя бы одной стороной своей души. Таких людей надо ценить и беречь. И верить в них. Чаще всего такой человек - это на самом деле светлое воспоминание о нем, или недостаточность о нем знаний. Потому что никто из нас не идеален.
Отличия идеала от идола - то, что в идеале ты не видишь темных сторон, и у идола - ты их знаешь, и, хуже того, темные стороны идола перевешивают его светлые стороны. При этом идол - это дело прошлого. Он знаменит прошлым, он возвышен прошлым, ему поклоняются в настоящем, но в будущем он либо рассыплется, либо будет переплавлен. Идеал же не увековечен никоим образом - он изменчив в постоянном развитии, он живет в будущем и частично в настоящем. Если он добьется признания толпы и остановится - он станет идолом, если остановится раньше - просто потеряет свой ореол, если изменится к худшему, не останавливаясь, то превратится в злого гения, достойного изучения, но не подражания и восхищения.
Идолы - это не только застывшие идеалы. Это и лелеющие ошибки и заблуждения, использующие последствия наивной веры обманщики и любители пустить пыль в глаза, и наверное, не только они. Идол с самого начала может быть безнравственным и лживым, не всегда даже скрывая это, но за его блеск это ему простится. Но идол, выросший из идеала - грустное зрелище.
Возьмем пример Наполеона. Бедный артиллерийский лейтенант, иностранец во Франции, ненавидящий королевскую власть и мечтающий о свободе родного острова, строящий грандиозные планы (планы такого рода потом будут называть наполеоновскими), которые тут же приводит в жизнь, и которые проваливаются так же часто, как и приносят невиданный успех. Сила духа, вера в свободу, готовность к действиям, да и не только, - сплошные ходячие добродетели. Это идеал. Он заслуженно становится генералом, заслуженно любим народом… Случайно не убит во время казней Революции. Практически чудом становится Первым Консулом. Его положение на политической арене неустойчиво, шатко. И дальше - императорская корона, политические игры, войны, в которых губится неисчислимое количество жизней, политика наперекор тому, во что он верил, будучи генералом, попытка упрочить положение собственной семьи, не наделенной особыми талантами, вопреки всему, что провозглашалось ранее, династический брак и огромное количество ошибок, порожденных осторожностью и, все же, страхом. Страхом потерять то, в законности притязаний на что он перестал быть уверен, зная, что пара слов в решающий момент могли повернуть ход событий совсем в другую сторону, в ту самую, где ему было бы отведено всего полстраницы учебника истории, как выдающемуся генералу и борцу свободы. Надев императорскую корону, Наполеон стал идолом, постепенно, и не желая того. Он стал другим человеком, с другими ценностями и стремлениями. Идеал, ставший идолом, обрекает себя на печальный конец. Идол же в исключительных обстоятельствах может расшевелиться и стать идеалом, доказав, что не просто так занимал это высокое место. Но он рискует после этого тут же рассыпаться в прах.