Как построить плот

Sep 16, 2010 09:48

Я бы дополнил поговорку про «Построить дом, родить сына, посадить дерево» еще и пунктом «срубить плот» - вобщем, маст ду.



Материалы.
Нужен стоячий сушняк сосны или ели. Уже без зеленых иголок, но еще с верхушкой, сучьями, корой и не погрызеный жучком. Лежачие деревья брать не стоит, они сырые.

Объем нужно прикидывать - из расчета 0,5 куба на человека. Отношение длины к ширине - от 1:2 до 1:3

Например, одно 5-метровое бревно средним диаметром 24см. дает (пиэрквадрат на длину) 0,12м х 0,12м х 3,14 х 5м = 0,22 куб.м., т.е. по 2 бревна на человека.

Если строим плот на 4 человека, нужно 8 таких бревен, ширина порядка 2-х метров, соотношение длина/ширина 1:2,5 - нормально.

Для сборки нужны легкие строительные скобы ~200мм, гвозди ~200мм, и то и то по количеству бревен х 2. Также мелкие гвозди (100мм) - россыпь.

Нужна пара весел без ручек - можно купить заготовки от 100 рублей («Мнев»), заготовить фанерку, либо на крайний случай сделать из бревна с помощью клиньев.

Заготовка.
Ищем сушняк, пилим его, и несем к реке. Этот медитативный процесс занимает 90% времени на постройку плота, на каждое бревно нужно закладывать час-полтора. Уломаются все гарантировано.

Пилить можно туристской цепной пилой, лучше запастись несколькими, т.к. они рано или поздно тупятся, кроме того можно грызть параллельно одно или несколько бревен. Удобно делать из веревки мерку, чтобы пилить бревна одинаковой длины.

Нести - если здоровье и количество людей позволяет то на плече (в целях техники безопасности все несут на одноименных плечах - все на левом или все на правом). Если бревно неподъемное - обрубаем сучья, для каждого делается петля из стропы или веревки равномерно по длине бревна. Передний (самый сильный и длинноногий) - приподнимает край над землей, остальные бурлачат, припевая «Эх, дубинушка…». Бревно идет достаточно легко.

Раскладываем став на берегу, все комли - в одну сторону (это будет корма), самые толстые бревна - по краям, при этом визуально не должно быть перевеса в плавучести какой-либо из строн плота. Крутим бревна так, чтобы они хорошо прилегали друг к другу, затем помечаем зарубками верх/корму на каждом бревне.

Сборка.
Экспериментировать со сборкой на берегу лучше не стоит, потому как спускать махину весом в тонну в воду - дело непростое, можно весь следующий день на это убить, да и на воде легче добиться одного уровня верха бревен.

Варианты с креплениями бревен веревками, вицами, рожнинами кажутся мне без достаточного опыта малореальными, просто, быстро и крепко плот собирается на скобах.

Привязываем первое бревно к дереву на берегу длинной веревкой для страховки, скатываем его в воду. Берем второе бревно, скатываем к первому, прибиваем с кормы скобой в торец, с носа - в торец или сверху (если длина бревен получилась не очень точно совпадающей). Так собираем весь став. Наблюдаем, что став пока что еще «дышит».

Для того, чтобы скрепить став намертво - нужны две поперечины спереди и сзади, которые набиваются сверху с отступом в полметра от края. Берем поперечину толщиной сантиметров 8см, прибиваем гвоздями, по очереди с одного конца: сначала первое бревно, потом второе, и т.д. Обнаруживаем, что какие-то бревна, (чаще средние, если толстые у нас с боков), сидят ниже поперечины и не дотягиваются до нее. Это лечится легко - просто продолжаем стучать по уже забитому гвоздю, и бревно поднимается до уровня поперечены. Если кто-то будет его руками снизу поддерживать - пойдет еще легче.

Дополнительные поперечины - одна или две - зависит от того, какую часть плота будем закрывать палубой. Минимум палуба нужна для вещей на корме, т.к. так или иначе основной став заливает водой, и если хочется сохранить что-то в относительной сухости - палубу нужно поднимать, чем выше - темлучше. Можно при желании закрыть весь плот, но мы рассмотрим вариант грузовой палубы только под рюкзаки.

Дополнительную поперечину можно закрепить двумя гвоздями к крайним бревнам, этого достаточно. На поперечины набиваются 3-4 сантиметровые ветки вдоль бревен става. Не обязательно на всю ширину, удобно оставить с боков по одному бревну для прохода, ног кормчего и доступа к подпалубному пространству.

Органы управления.
Легкие и крепкие подгребицы можно сделать из стволов толщиной сантиметра 4-5. Два ствола скрепляются буквой Х (снизу буквы метр, сверху остается сантиметров 15). Лучше сделать «лапу» в месте их скрепления, иначе гребь будет ограничена в движении в одну сторону, плюс несколько скруглить ложе для греби над пересечением стволов.

Конструкцию прибивают к торцам бревен (крайних или вторых с краю), и оттягивают для жесткости третим стволом из-под пересечения Х к палубной перекладине.

Греби, весла и шесты удобно делать из молодых березок (да простят меня зеленые).

Греби в ложах подгребиц можно закрепить веревками.

Готовность №1
Рюкзаки пакуются в самые крупные пакеты для строительного мусора, привязваются к палубе. Всякую мелочевку, которую не страшно замочить, можно сунуть под палубу.

Если речка достаточно быстрая - стоит перетянуть каждый рюкзак поперек, и привязать для страховки к бревну става, чтобы в случае серьезной аварии не потерять вещи (такие прецеденты были)

Кормчий (возможно, еще один пассажир) сидит на рюкзаках, для остальных в качестве сидушек удобно использовать чурбаки из остатков сухих деревьев, сваленных под став, без них будет сыро. Прибивать их не надо, они хорошо ложатся между бревнами става и их нужно будет двигать, чтобы балансировать нагрузку на плот и продольно и поперечно.

Резиновые сапоги, или трегинговые сандалии очень рекомендуются.

Движение.
Плот управляется перемещением поперек струи течения, т.е. мы просто выбираем, какая струя нас несет вниз - в идеале достаточно быстрая, без камней и преград в виде деревьев и мусора. Для такого перемещения и используются греби.
Одна гребь просто разворачивает плот вокруг оси, и он продолжает идти по той же струе (если сдвигается, то совсем немного), а две одновременно - сдвигают его в сторону, поэтому для управления эффективно делать две греби, на носу и корме.

Носовой гребец хорошо видит обстановку и начинает грести, Кормчий видит его движения и вторит за ним, чтобы плот смещался, а не просто крутился. Стоит договориться о сигнале, который дает один гребец, если хочет просто повернуть плот, а не сместить его.

Можно использовать только одну гребь на корме, тогда кормчий разворачивает плот, а гребцы продвигают его веслами в выбранном направлении относительно струи, когда продвижение закончилось - плот разворачивается вдоль. Но это, наверное, имеет смысл делать только если река слишком глубокая для шестов, и не очень перекатистая потому как чисто для управления весла делать жалко, а много на них не проедешь - плот тяжелеват под весла.

Перекаты и опасные места.
Плот - конструкция очень инертная, поэтому все смещения лучше начинать далеко заранее.

Внешне перекаты идентифицируются по бурунчикам определенной формы, на них лучше не соваться.

Если плот все-таки посадили на камень или ствол, или во что-то уперся - сталкивать его удобно шестами, вытягивая его назад или скручивая с камня вбок. Если сидит очень крепко - можно поиграть весом, перемещаясь по плоту, чтобы снять загрузку с засевшей части. Это нужно делать очень аккуратно, особенно если плот сидит боком к течению, чтобы не перегрузить сторону, которая находится на течении. Если подтопить «наветренный» край - плот может легко перевернуть или как минимум всех скинуть в воду.

Удачи!


must do

Previous post Next post
Up