Jul 03, 2006 13:07
5. Чистота речи
Пример:
Неправильно:
Ребенок: Я не думал, что будет такая трудная контрольная. Столько готовился - и все напрасно. Если получу плохую оценку, выброшусь из окна!
Мать: Я уверена, что ты справился с работой. Подождем - увидим.
Правильно:
Ребенок: Я не думал, что будет такая трудная контрольная. Столько готовился - и все напрасно. Если получу плохую оценку, выброшусь из окна!
Мать: Мне очень жаль, что контрольная оказалась такой трудной. Но, как бы то ни было, евреям запрещено высказывать такие мрачные, разрушительные мысли. Пожалуйста, повтори все сначала - но без последней части.
Комментарий
Когда ребенок употребляет слова, выражающие гнев и отчаяние, его следует тут же остановить и поправить. Слова влияют на настроение, поэтому мрачные, безрадостные высказывания не только не помогают нам, но и просто вредят. Даже если очевидно, что ребенок не имеет в виду то, что говорит ("Я тебе голову оторву", "Я тебя убью!", "Я ненавижу тебя" и т.д.), важно полностью искоренить привычку употреблять такие выражения. Если замечаний недостаточно, ребенка следует наказывать каждый раз, когда он произносит эти слова (или, что предпочтительнее, награждать, когда он выражается подобающим образом).
Неприемлемы и выражения типа "Заткнись", к которым дети так склонны. Многие пробуют употреблять их дома, но попытки прекращаются, если встречают должный отпор. Еврейским детям не приличествует обзывать друг друга, давать обидные клички и прозвища. Необходимо научить детей обходиться без этих выражений. Когда ребенок называет своего брата "свиньей", родители не должны молчать: "Если тебе не нравится, как твой брат ест, просто скажи ему, что именно тебе не нравится. В нашем доме нельзя произносить такие слова".
Для выражения наших мыслей всегда можно найти добрые, хорошие слова. Ребенка надо учить этому, едва он начинает говорить.
Пример:
Неправильно:
Ребенок: АШЕР! СЕЙЧАС ЖЕ ПОЛОЖИ КОРОБКУ С ПЕЧЕНЬЕМ НА МЕСТО!
Мать: Спасибо, что присматриваешь за братом, Басси.
Правильно:
Ребенок: АШЕР! СЕЙЧАС ЖЕ ПОЛОЖИ КОРОБКУ С ПЕЧЕНЬЕМ НА МЕСТО!
Мать: Спасибо, что присматриваешь за братом, Басси. Но в следующий раз обратись к нему спокойнее, даже если хочешь сделать замечание. Совсем не обязательно кричать.
Вспомни рассказ о Гилеле. Как-то раз он возвращался в свой город, и вдруг откуда-то раздались душераздирающие крики. Все его попутчики забеспокоились: не случилось ли чего у них в доме! Все - кроме Гилеля. Кто-то спросил его: "Разве ты не волнуешься за своих родных? Ты уверен, что у тебя в доме ничего не случилось?" Гилель ответил: "В нашей семье никто никогда не повышает голоса. Я знаю, крики раздаются не из моего дома". Давай постараемся, чтобы и у нас было, как в доме Гилеля, хорошо?
Комментарий
Научить ребенка быть спокойным и сдержанным в словах и поступках значит наградить его бесценным даром. Человек, привыкший говорить спокойно, не подвержен гневу[35]. Это само по себе - неоценимая помощь в жизни, облегчающая путь к успеху и радости. Умение владеть собой, сдержанность в речи сохраняются и в зрелом возрасте, увеличивая шансы человека на счастливую супружескую жизнь. Крик в доме причиняет боль всем членам семьи; а когда ребенок растет в спокойной обстановке, он уже в детстве приобретает способность сохранять мир в семье.
Тот, кто хочет привить ребенку культуру речи, должен сам быть безупречен в этом отношении. Если вы повышаете голос, чтобы довести до сведения домашних самые простые вещи, как научить ребенка не делать этого? Тон разговора подсознательно подхватывается и усваивается детьми, в этом случае родительский пример является достаточным средством воздействия. Дети имитируют жесты, мимику и особенности речи родителей. Часто случается, что приемные дети становятся похожи на своих приемных родителей. Люди нередко путают голоса детей и родителей по телефону из-за сходства интонаций. Если вы замечаете, что тон ребенка стал резким, проверьте собственнную речь: не встречаются ли в ней неприятные нотки? Хорошо бы вашему ребенку впредь никогда таких интонаций не слышать. Но в любом случае неуважительное обращение следует прерывать словами: "Пожалуйста, обратись снова, но в другой форме". Если крик продолжается, можно прибегнуть к обычной системе "наград и наказаний".
Пример:
Неправильно:
Ребенок: У Хави сегодня неприятности: она разговаривала в классе.
Мать: Какие неприятности?
Правильно:
Ребенок: У Хави сегодня неприятности: она разговаривала в классе.
Мать: У тебя есть причина, чтобы говорить мне об этом?
Комментарий
Лашон ара - распространенный порок, который пытаются побороть в себе многие взрослые. Что и говорить, обсуждать чужие недостатки и проступки - занятие очень увлекательное, дающее ощущение собственного превосходства. Однако это - серьезный грех, и искоренять привычку к злословию лучше с самого детства.
Прежде всего детей следует ознакомить с законами, объяснив, какой вред наносит лашон ара и тому, о ком говорят, и тому, кто говорит, и тому, кто слушает. Далее родители могут обратиться к естественной чувствительности ребенка. Ведь говорить о ком-то плохо - это отнять у выслушавшего дурной отзыв удовольствие от общения с этим человеком, т.е. лишить его какой-то радости. "Когда ты мне рассказываешь что-то нехорошее о Хави, это заставляет меня меньше любить ее. Мне уже не так приятно думать о ней, как раньше. Получается, что ты отнимаешь у меня какую-то радость в жизни". Большинству детей не хочется лишать родителей радости.
Другой путь, основанный на чувствительности ребенка, - это объяснить ему, что, дурно отзываясь о людях, он говорит плохо о своих собственных "братьях и сестрах" - детях Всевышнего. Ашему не нравится, когда критикуют Его детей. И даже если то, что говорят, - правда, Ашем "огорчается", если слышит такое.
Мать в "правильном" диалоге не поддерживает разговора о другой девочке, но одновременно проверяет, не хочет ли ребенок связать эту информацию с собственными неприятностями. Дети часто начинают "ходить вокруг да около", если не решаются заговорить о своих проблемах. На самом деле может оказаться, что девочка хочет рассказать о себе, но начинает рассказ издалека - с подруги, чтобы подготовить необходимый переход. Вместо того, чтобы резко прекратить разговор - "Это лашон ара, я не хочу его слушать," - мать спрашивает ребенка, нужно ли ей слушать об этом по какой-нибудь причине, т.е. предлагает ребенку либо говорить по существу, либо не говорить совсем. Помогая ребенку следить за чистотой речи в детстве, родители учат его жить по законам Торы, способствуя его духовному и эмоциональному росту.