Jul 03, 2006 12:35
4. Давайте ясные и конкретные указания
Пример:
Неправильно:
Мать: Хави, ты уже убрала комнату?
Дочь: Да, мама.
Мать (осматривая комнату): Но, Хави! Здесь ужасный беспорядок! Как же ты говоришь, что убрала?
Дочь: Но я долго убирала. Посмотри, я убрала все игрушки. Видела бы ты, что здесь творилось!
Мать: Нет, я не могу принять такую работу. Это свалка какая-то, а не детская комната. Убери, как следует, и не выходи, пока все не сделаешь!
Правильно:
Мать: Хави, ты уже убрала комнату?
Дочь: Да, мама, убрала.
Мать: Замечательно. Я через минуту приду, а ты пока проверь, все ли в порядке. Игрушки должны быть на месте, чистая одежда - в шкафу, грязная - в корзине, а не на стульях. Постели должны быть убраны, а на полу не должно быть ничего, кроме ковра. Дочь: Ладно, я все проверю.
Комментарий
В "неправильном" диалоге усматривается типичный конфликт, возникший из-за неточности распоряжений. Мать уверена: ребенок понял, что от него требовалось. Однако у девочки свои представления о порядке. Она, может быть, действительно немало потрудилась, засовывая вещи в ящики и под матрасы, складывая грязное и чистое белье в одну высокую "аккуратную" стопку. Она, возможно, вполне удовлетворена "чистотой" в комнате и надеется, что мама оценит ее старания. Мать же находит, что комната по-прежнему в беспорядке, требует убрать ее чище, но при этом снова не объясняет, как это сделать. Ситуация очень неприятная и для матери, и для ребенка. Матери кажется, что девочка ее не слушается, а ребенок искренне недоумевает, почему мама недовольна.
Конечно, случается и так, что ребенок прекрасно знает, чего от него ждут, но ленится и потому притворяется, что не совсем понял задание. Разумеется, в этой ситуации следует принять соответствующие меры, но одновременно объяснить задание более подробно, чтобы неточные указания не осложнили проблему еще больше.
В "правильном диалоге" мать детально объясняет ребенку, что он должен сделать. Может быть, сначала она просто попросила убрать комнату, но перед проверкой решила дать подробные инструкции. Ребенок точно знает, какие именно действия ему следует совершить. Однако задание лучше объяснять перед началом работы, чтобы ребенок не тратил силы и время на ненужную работу, а потом не огорчался из-за необходимости ее переделывать. Да, объяснения и уточнения действительно отнимают немало времени, но с ними ребенку легче и выполнить задание, и угодить родителям.
Пример:
Неправильно:
Ребенок: Можно, я пойду в парк после обеда?
Мать: Увидим.
Ребенок (после обеда): Можно пойти в парк?
Мать: Нет. Я забыла, что мне нужно примерить тебе платье. Побудь дома.
Ребенок: Но ты ведь сказала, что я, может быть, пойду. Я полдня ждала - и вот!... Это нечестно!
Правильно:
Ребенок: Можно пойти в парк после обеда?
Мать: Поговорим после обеда. Я сейчас не помню, какие у меня планы на сегодня.
Комментарий
Некоторые слова как будто специально существуют для того, чтобы вызывать недоразумения. "Может быть", "вероятно", "постараюсь", "посмотрим"... Элемент неопределенности в них позволяет каждой из "договаривающихся сторон" понимать сказанное по-своему. А людям свойственно рассматривать неопределенность в желаемом смысле. Поэтому вполне естественно, что ребенок воспринимает "может быть" как "да", а когда "да" превращается в "нет", он искренне разочарован и чувствует себя обманутым. К другим выражениям, которые часто вызывают проблемы, относятся "скоро", "позже", "спустя некоторое время". У каждого ребенка есть собственное представление о значении этих слов. И это представление определяет его настроение и поведение. Допустим, ребенок спрашивает мать, когда они пойдут в парк, и та отвечает: "Скоро". Он полагает, что скоро - это через несколько минут, надевает пальто и ждет, довольный и счастливый. Но "скоро" все никак не наступает, и ребенок начинает нервничать и раздражаться. Или, наоборот, он решает, что "скоро" - это через несколько часов, извлекает из ящиков гигантский "пазл" (план-карту автомобильных дорог), а с ним и все свои машины - к ужасу матери, которая намеревалась вот-вот выйти на прогулку, оставив квартиру чистой и убранной.
Итак, родители должны точно определять, сколько времени остается до предстоящего события. Детям, умеющим пользоваться часами, следует назвать конкретное время - плюс-минус десять минут, но не больше, чтобы не испытывать их доверие. Маленькому ребенку следует перечислить те конкретные действия, которые будут выполнены за время ожидания. "Мы пойдем, когда я помою посуду и переодену малыша". Точность и конкретность указаний - превентивное средство, предотвращающее возможные проблемные ситуации.