Тонкое равновесие (10 из 30)

Jul 03, 2006 09:19



10.   Сведите негативное общение к минимуму

Пример:

Неправильно:

Ребенок: Я голоден. Можно что-нибудь поесть?

Мать: Завтра, Моше, сейчас уже пора спать.

Ребенок: Ну, пожалуйста, я голоден.

Мать (кричит): Я СКАЗАЛА, ПОРА ИДТИ СПАТЬ! БЫСТРО НАДЕТЬ ПИЖАМУ И СЕЙЧАС ЖЕ В ПОСТЕЛЬ! ЖИВО!

Правильно:

Ребенок: Мама, я голоден. Можно что-нибудь поесть?

Мать: Завтра, Моше. Сейчас уже пора спать.

Ребенок: Ну, пожалуйста, я голоден.

Мать: Я уже тебе ответила.

Комментарий

Раздражение матери из "неправильного" диалога кажется совершенно неоправданным. Вполне вероятно, что она устала за день, переутомлена, и настойчивая просьба ребенка стала "последней каплей". Не исключено, что ребенок не хочет вовремя ложиться спать или привык слушаться родителей, только когда они повышают голос. Но все эти проблемы можно разрешить: уставшая мать должна найти полчаса-час в день для отдыха; правильные воспитательные меры заставят ребенка вовремя идти спать и реагировать на указания, сделанные нейтральным тоном. Когда родители часто выходят из себя, раздражаются и кричат, дети теряют чувствительность к бурным вспышкам - крик перестает их пугать и не заставляет слушаться родителей. С другой стороны, когда гневная реакция редка и избирательна, она приобретает большую значимость в глазах ребенка, и гнев родителей превращается в эффективное средство воздействия. Раби Авраам Дж. Тверски пишет, что в его памяти сохранилось только несколько случаев, когда отец наказывал его. Это не означает, что раби Тверски был идеальным ребенком, не нуждающимся в дисциплинарных методах; скорее, это свидетельствует о том, что его отец воспитывал своих детей главным образом при помощи позитивных воспитательных средств. Мы все должны стремиться выражать наши требования и желания языком любви.

Previous post Next post
Up