Тонкое равновесие (3 из 30)

Jul 03, 2006 08:54



3.      Любить своего ребенка

Пример:

Неправильно:

Мать (ущипнув ребенка за щечку): Ах, так бы и съела тебя, что за сладкий ребенок!

Ребенок: Ой, ты сделала больно!

Комментарий

Мать пытается выразить любовь к своему ребенку в той форме, которая доставляет ей удовольствие. Это ошибка. Общение с детьми лишь тогда позитивно, когда оно воспринимается как таковое ребенком. В данном примере мама уверена, что ущипнула ребенка, любя. Но малышу больно, и ощущение от такой "любви", скорее всего, не очень приятное. Проявление чувств требует от родителей умения разговаривать "на языке" ребенка, т.е. делать то, что ему действительно нравится. Например, мать хочет покормить ребенка полезной и питательной едой, пюре из шпината. Она объясняет ему, что делает это для его собственного блага, так как любит его и хочет ему добра. Конечно, если ребенку нравится пюре из шпината, он проникнется ее уверениями. Но если он его терпеть не может, а любит леденцы и жареную картошку? Отнесется ли он к подобному насилию как к форме позитивного общения? Сомнительно. Мамины увещевания, что здоровая пища больше свидетельствует о родительской любви, чем, скажем, неполезные сладости, будут напрасными. Любовь - скорее эмоциональное, чем интеллектуальное переживание.

Пример:

Неправильно:

Отец (сердито глядя и на повышенных тонах): У меня был очень трудный день! Попробуйте только не слушаться! Нет сил терпеть ваши фокусы!

Комментарий

Это - типичный пример "необусловленного" негативного общения. У отца дурное настроение, но дети не имеют к этому несчастному обстоятельству никакого отношения. Однако неприятный выпад взрослого, несомненно, подействует на них: они не могут не почувствовать в нем угрозу и неприязнь к себе. Важно помнить: негативные реакции, не вызванные детским поведением, должны быть сведены к минимуму, насколько это возможно. У всех у нас время от времени шалят нервы, но это никак не должно проявляться по отношению к детям. Можно попросить их посочувствовать вам, не огорчать вас, не утомлять еще больше, но просить об этом следует "человеческим" тоном.

Пример:

Правильно:

Мать (приветливо глядя на Шошану и улыбаясь): Шоши, посмотри, какую красивую башню строит Биньямин.

Комментарий

Произнеся такую фразу, мать "убивает двух зайцев". Шоши получает любящий взгляд, улыбку, приятный тон, Биньямин - одобрительную реплику матери. Для Шоши внимание матери не обусловлено хорошим поведением: она просто сестра мальчика, который похвально себя ведет. Биньямин трудится, он строит башню: эта задача требует трудолюбия, сообразительности и терпения. Хорошее слово необходимо для поощрения его стараний. Для него внимание матери обусловлено - реплика была обращена к Шоши, а речь шла о Биньямине. Таким образом, выиграли оба ребенка.
Так родители могут распределять свое внимание между детьми. Это - эффективное средство борьбы с соперничеством и ревностью среди братьев и сестер и неплохая возможность показать, что родительской любви хватает на всех. Когда дети не чувствуют себя обделенными вниманием, они более уверенны и спокойны и даже в состоянии порадоваться чужой удаче.
Previous post Next post
Up