обрезание ума

Aug 26, 2017 12:34

Актуальность обрезания крайней плоти снята для христиан Новым Заветом. Не так с обрезанием сердца. Высказанная еще в Ветхом Завете (Втор. 10:16), повторенная пророками (Иерем. 4:1-4, Иез. 44:9), эта заповедь сохраняет силу и в Новом Завете (Рим. 2:28,29). Конечно, это метафора, но метафора - это не пустое, это смысл, который почему-то и пока что не ( Read more... )

Библия, ум, сердце, аскетика, методология, проторелигиозность

Leave a comment

euhenio August 26 2017, 14:16:34 UTC
+++2. Вы ясно пишете о том, что происходит при обожении, в конце аскетического пути. Мне же, как человеку очень далекому от этого состояния, сейчас важнее всего знать, куда направлять начальные движения.
Я говорю о мышлении и его органе в человеке - какие его качества желательно его развивать, чтобы это продвигало к Христу?

+++Должен сказать, что у меня интерес к этому вопросу имеет и практический смысл. Я пытаюсь заново продумать такую вещь, как общее среднее образование. В светской школе, где проповедь религии запрещена (я отношусь к этому одобрительно, в существующем мире светское пространство - ценность). Так вот, учитель-христианин, не могущий проповедовать Евангелие, что может сделать для подготовки учеников к его восприятию? В том числе в деле развития их мышления. Я и попытался выделить характеристики мышления, которые следует развивать - умение держать предмет, рефлексию и различительную способность. А Хоружий оказался под рукой как подспорье. Думаю, что критика Хоружего оставляет мою мысль в целости :)
_________

Вопрос, конечно, не самый простой:-).

Если проповедь христианства пока еще не возможна, то можно проповедовать христианство без Христа. Исторически таких примеров (христианства без Христа, до или вне) было не мало.

Тут очень много можно было написать. Ну, во-первых, если Бога проповедовать нельзя, то первую заповедь все же можно проповедовать -- в виде любви к людям (безразлично какой- веры, плохим или хорошим, и проч.), любви ко всему творению, к знаниям и проч.

В школе -- это, наверно, прежде всего, любовь ко всему творению и жажда новых знаний. Это самый надежный способ понимания того, что такое жизнь в Боге без Его упоминания.

На основе любви -- уважение к разнообразию всего творения и понимание того, что вместе сосуществуют разные уровни восприятия одного и того же. Например, Любовь ко всем без исключения никак не противоречит уважению к закону (согласно которому наказывается преступник). Это два уровня понимания, которые сосуществуют (принципиально) вместе (как ветхий закон и новый завет) и будут всегда сосуществовать.

На основе разнообразия познается и единство, так как логос природы, который делает всех людей равными, созерцается в разнообразии человеческих индивидуальностей (и опять же приводит к удивлению перед творением и обратно к любви к нему).

Эта триада: единство1-разнообразие2-любовь3 (она недалека и от Вашей: "умение держать предмет1, рефлексию3 и различительную способность2.") является отражением в творении внутрибожественного бытия: Отца (всякого единства) -- Логоса (в разнообразии тварных логосов) -- Духа (проявляющего Себя во взаимной любви Лиц).

Как-нибудь так

Reply

gignomai August 26 2017, 14:35:03 UTC
Спасибо!
"Ваша" и "моя" триады, конечно, не одно и то же, но сродство есть, и это, пожалуй, новый для меня поворот.
Вообще, значение любви для мышления (любви к предмету мысли и миру как его контексту) - это важно. Равно как и наоборот, значение мышления для любви.

Reply

euhenio August 26 2017, 14:43:04 UTC
Вместо Любви можно подставлять (особенно для школы и не забывая о любви-жажде к знаниям) мышление. Любовь -- это более таинственное и мистическое описание внутрибожественной жизни, другое -- Мышление. Бог мыслит Себя Самого и в Себе Самом (и в подвижнике). А мышление -- это еще ближе к тому, что Вы назвали рефлексией.

А если триада в мыследеятельности ГП будет по образу Троицы, ничего удивительного. Всякая развитая мыследеятельность должна быть такого рода:-)

Reply

gignomai August 26 2017, 14:51:55 UTC
Отлично!
Но мне Ваша обращение к любви пришлось по душе не вместо мышления, а для углубления представления о нем. Тем более, что при всей моей приверженности идеям ГП я сознаю, что его упертая а-религиозность ограничивала, в частности, эти представления, как они формировались в ММК, не были рассчитаны на художественное, музыкальное, поэтическое мышление. Их тоже нужно развивать - в направлении любви :)

Reply

euhenio August 26 2017, 15:04:44 UTC
Вам спасибо, в Вашем журнале можно поговорить о всяких интересных вещах, а это в наше время много значит

Reply


Leave a comment

Up