Пророк и теург

Aug 08, 2017 18:23

Параллельное чтение пророческих книг Писания и про магию-теургию - А.В.Петрова "Феномен теургии"  - дало возможность сопоставить эти два рода общения с Божеством. И это оказалось много проще, чем разбираться с различиями внутри "феномена теургии". Так что, не оставляя и той задачи, застолблю осторовок ясности.

Минимум три принципиальных различия.

Первое: от кого исходит инициатива? Теург (и не только злочестивый маг, но и благочестивый священник и молитвенник) обращается к Богу и призывает Его (сейчас мне не важно, для чего). Пророка всегда призывает Бог. В Библии - так, начиная с Авраама и до окончания пророчеств. Но (если мы гововорим о пророческом сознании и самосознании) это верно и про тех, кого призывали после. 6 апреля 1744 года был призван Сведенборг, а в одну из ночей зимы 1967-68 года - в "пронзительном" видении - Шифферс. Причем чуть ли не всегда это происходит против воли призванного, вопреки его сетованиям на свою непригодность: косноязычие, нечистоту и проч.

Второе: пренебрежение ритуалом и жертвоприношением, которые и составляют профессиональную компетентность жреца, иерея или мага (опять-таки объединяю их здесь формально, пренебрегая важными различиями). См. книгу пророка Исайи, 50-й псалом Давида. Не случайно же и то, что Моисей, призванный к служению пророка, священство оставил брату Аарону. В более широком плане - пренебрежение красотой, внешним величием. Пророк часто уродлив (юродство сродни пророчеству) и уж во всяком случае не стремится к внешней красоте. "Храмовое действо как синтез искусств" (Флоренский) - это не его.

Третье: пренебрежение гнозисом, знанием о Боге. Зачем богословие, если предмет его говорит с тобой? Sola fide. Верою стал первым пророком Авраам. И так далее.

В этих отношениях протестантизм, конечно, притязает на близость именно пророческому духу.

теургия, пророки, магия

Previous post Next post
Up