Чтение, толкование, расшифровка

Jul 26, 2017 15:41

Читаю книгу об «Элегии» Введенского. Двойственное впечатление. С одной стороны, то, что мое внимание задерживают на том, что я мог не увидеть (или даже не мог увидеть), понуждают смотреть на текст, меняя ракурсы, то так, то этак… - это хорошо. С другой стороны, устаешь от этого спортивного коллекционирования все новых скрытых смыслов, «претекстов ( Read more... )

филология, язык, книги, пророки, Введенский, поэзия

Leave a comment

miya_mu July 28 2017, 17:58:19 UTC
Не успела добавить сюда комментарий, сделаю это сейчас.
Гематрия и нотарикон вряд ли понимаются каббалистами как шифр к Откровению. Чтобы объяснить свою мысль, зайду с другой стороны. До восемнадцатого века вся греко-иудейская, впоследствии европейская, культура содержала теологию, философию и науку в одном поле. Не первый раз замечаю, что эта мысль плохо воспринимается православными, поскольку в России никогда такого не было, по крайней мере, с тех пор, как закончилось язычество.
Вы обсуждаете гематрию и прочие нумерологии в применении к Откровению как некий методологический концепт, в то время как процесс работает наоборот, от практики - наблюдения буквенно-числовых сочетаний и значений - к обобщающей теории.
Дам пример из собственной биографии. У моей матери в фамилии есть буква Ц, у всех её трех мужей она тоже присутствует, у несостоявшегося же жениха молодости вместо Ц в фамилии есть близкая по звучанию сочетание СТ. У меня мамина фамилия (папа решил, что она благозвучней, и сам так записал при регистрации), буква Ц в ней тоже есть, но все четверо моих мужей в своих фамилиях несли сочетание СТ. Более того, фамилии первых трех составлены из одних и тех же букв, переставленных местами, всегда с разницей в одну букву.
Меня ничто не заставит интересоваться нумерологией, мне она крайне далека, но не считаться с тем, что в моей жизни присутствует такой казус, или считать все совпадения случайными, было бы нелепо. Могу себе представить, что кто-то концентрируется на таких совпадениях, как другие пытались понять грозу, фазы луны и прочую "твердую физику" и вывести закономерности.

Что касаетс сакральности санскрита и древнееврейского, то они настолько очевидны, когда ими занимаешься - ну, как дисциплинируещее влияние метолодогических схем на мышление. Вы, при всем моем уважении, зря берете слово "сакральный" в своем личном прочтении - эти алфавиты названы сакральными в честь их органзующего воздействия на мозг и процессы понимания. Санскритом я не занималась, разумеется, мне это не по зубам, но моя дочь несколько лет изучала и можно было наблюдать результат - не только развивающий, но и в целом гармонизирующий. В нашем университете кафедры санскритологии нет, она начала изучать арабский, который её к тому же очень нравится, не говор о литературе, но ничего похожего на эффект санскрита. Я сама очень поверхностно выучила еврейский алфавит и правила чтения, только-только чтобы читать важные термины при чтении каббалистическиз текстов, и вот честное слово - что-то этот алфавит с сознанием делает, как-то его проясняет и настраивает на более тонкие, пардон за выражение, вибрации. При этом древнегреческий на эмоциональном уровне на меня производит куда больше впечатления, иногда исключительно для удовольствия открываю учебник и разбираю фразы, - то есть можно сравнить - но кроме чистого блаженства, никакого "сакрального", а, скорее, того же самого антропотехнического эффекта, не возникает.

Reply

gignomai July 28 2017, 21:06:26 UTC
Спасибо. Это не тот случай, когда хочется сразу начать соглашаться/возражать, лучше запомнить и посмотреть, как прорастет. И уж потом подумать, что выполоть :)
Пока только скажу, что мне трудно остановиться на эмпирии, даже очень впечатляющей, сразу хочется осмыслить, что за мироустройство стоит за этим наблюдаемым казусом. Возможно, это мой дефект.
Я недоучил греческий, но хорошо его чувствую и люблю. Чуть-чуть прикасался к ивриту, тоже пользуюсь им по случаю, при чтении Торы и Пророков. Вы говорите, что именно алфавит что-то "с сознанием делает" - внимаю, но разделить не могу. А вот его своеобразная грамматика, которая очень сказывается на построении текста, это впечатляет...
В общем, тут, по-моему, главное (и это, мне кажется, нас, скорее, объединяет) - это благодарное внимание к сложности устройства мира и человека... О, простите мой пафос.... (Я еще и, после утомительного семинара, выпил коньяку, чтобы снять напряжение).

Reply

miya_mu July 29 2017, 13:00:30 UTC

Конечно, не тот. Я и говорю, что нумерология мне крайне далека, однако гематрию чувствую и потому защищаю от эпитета "игры ума".
Насчет спешки в осмыслении не очень Вас понимаю. То есть желание понимаю очень хорошо, но человек не всесилен, объять все сущее пониманием ...ну, не боги же мы, в конце-то концов. В православии разве не практикуется внутреннее молчание и безмысленное созерцание? Или только в исихазме?
Это, к слову сказать, методологическое различие между молитвой и молчаливым созерцанием, вниманием миру принципиально разводит результаты, как мне кажется. Я по устройству психики отношусь к эмоционалам, обычное осмысление производит такие серотониновые выплески, что мозг перегорает на некоторое время, так что функционирую только в режиме внутреннего молчания; поэтому активное участие в методологическом движении было для меня невозможно, как бы ни хотелось. У Вас, возможно, другой механизм, это объясняет многие рассхождения, в том числе реакция на буквы иврита, как объекты для медитации vs впечатление от граматики.
Основа-то одинаковая, не могу не согласиться, мне очень комфортно в Вашем жж, здесь как раз та атмосфера, которой всегда не хватает.

Reply

gignomai July 29 2017, 14:22:01 UTC
Так я и говорю: возможно (а сейчас скажу: наверняка) мой дефект: в состоянии молчаливого созерцания долго не выдерживаю. Единственное утешение: Бог всяких любит :)

Reply

miya_mu July 29 2017, 15:20:50 UTC
О да :)

Reply


Leave a comment

Up