Читаю книгу об «Элегии» Введенского. Двойственное впечатление. С одной стороны, то, что мое внимание задерживают на том, что я мог не увидеть (или даже не мог увидеть), понуждают смотреть на текст, меняя ракурсы, то так, то этак… - это хорошо. С другой стороны, устаешь от этого спортивного коллекционирования все новых скрытых смыслов, «претекстов
(
Read more... )
Гематрия и нотарикон вряд ли понимаются каббалистами как шифр к Откровению. Чтобы объяснить свою мысль, зайду с другой стороны. До восемнадцатого века вся греко-иудейская, впоследствии европейская, культура содержала теологию, философию и науку в одном поле. Не первый раз замечаю, что эта мысль плохо воспринимается православными, поскольку в России никогда такого не было, по крайней мере, с тех пор, как закончилось язычество.
Вы обсуждаете гематрию и прочие нумерологии в применении к Откровению как некий методологический концепт, в то время как процесс работает наоборот, от практики - наблюдения буквенно-числовых сочетаний и значений - к обобщающей теории.
Дам пример из собственной биографии. У моей матери в фамилии есть буква Ц, у всех её трех мужей она тоже присутствует, у несостоявшегося же жениха молодости вместо Ц в фамилии есть близкая по звучанию сочетание СТ. У меня мамина фамилия (папа решил, что она благозвучней, и сам так записал при регистрации), буква Ц в ней тоже есть, но все четверо моих мужей в своих фамилиях несли сочетание СТ. Более того, фамилии первых трех составлены из одних и тех же букв, переставленных местами, всегда с разницей в одну букву.
Меня ничто не заставит интересоваться нумерологией, мне она крайне далека, но не считаться с тем, что в моей жизни присутствует такой казус, или считать все совпадения случайными, было бы нелепо. Могу себе представить, что кто-то концентрируется на таких совпадениях, как другие пытались понять грозу, фазы луны и прочую "твердую физику" и вывести закономерности.
Что касаетс сакральности санскрита и древнееврейского, то они настолько очевидны, когда ими занимаешься - ну, как дисциплинируещее влияние метолодогических схем на мышление. Вы, при всем моем уважении, зря берете слово "сакральный" в своем личном прочтении - эти алфавиты названы сакральными в честь их органзующего воздействия на мозг и процессы понимания. Санскритом я не занималась, разумеется, мне это не по зубам, но моя дочь несколько лет изучала и можно было наблюдать результат - не только развивающий, но и в целом гармонизирующий. В нашем университете кафедры санскритологии нет, она начала изучать арабский, который её к тому же очень нравится, не говор о литературе, но ничего похожего на эффект санскрита. Я сама очень поверхностно выучила еврейский алфавит и правила чтения, только-только чтобы читать важные термины при чтении каббалистическиз текстов, и вот честное слово - что-то этот алфавит с сознанием делает, как-то его проясняет и настраивает на более тонкие, пардон за выражение, вибрации. При этом древнегреческий на эмоциональном уровне на меня производит куда больше впечатления, иногда исключительно для удовольствия открываю учебник и разбираю фразы, - то есть можно сравнить - но кроме чистого блаженства, никакого "сакрального", а, скорее, того же самого антропотехнического эффекта, не возникает.
Reply
Пока только скажу, что мне трудно остановиться на эмпирии, даже очень впечатляющей, сразу хочется осмыслить, что за мироустройство стоит за этим наблюдаемым казусом. Возможно, это мой дефект.
Я недоучил греческий, но хорошо его чувствую и люблю. Чуть-чуть прикасался к ивриту, тоже пользуюсь им по случаю, при чтении Торы и Пророков. Вы говорите, что именно алфавит что-то "с сознанием делает" - внимаю, но разделить не могу. А вот его своеобразная грамматика, которая очень сказывается на построении текста, это впечатляет...
В общем, тут, по-моему, главное (и это, мне кажется, нас, скорее, объединяет) - это благодарное внимание к сложности устройства мира и человека... О, простите мой пафос.... (Я еще и, после утомительного семинара, выпил коньяку, чтобы снять напряжение).
Reply
Конечно, не тот. Я и говорю, что нумерология мне крайне далека, однако гематрию чувствую и потому защищаю от эпитета "игры ума".
Насчет спешки в осмыслении не очень Вас понимаю. То есть желание понимаю очень хорошо, но человек не всесилен, объять все сущее пониманием ...ну, не боги же мы, в конце-то концов. В православии разве не практикуется внутреннее молчание и безмысленное созерцание? Или только в исихазме?
Это, к слову сказать, методологическое различие между молитвой и молчаливым созерцанием, вниманием миру принципиально разводит результаты, как мне кажется. Я по устройству психики отношусь к эмоционалам, обычное осмысление производит такие серотониновые выплески, что мозг перегорает на некоторое время, так что функционирую только в режиме внутреннего молчания; поэтому активное участие в методологическом движении было для меня невозможно, как бы ни хотелось. У Вас, возможно, другой механизм, это объясняет многие рассхождения, в том числе реакция на буквы иврита, как объекты для медитации vs впечатление от граматики.
Основа-то одинаковая, не могу не согласиться, мне очень комфортно в Вашем жж, здесь как раз та атмосфера, которой всегда не хватает.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment