где тоньше кожа вещей, или о магии и идолах по-разному

Jul 09, 2017 12:36

В обсуждении записи о женском мате с досточтимой miya_mu вышли к теме эроса в ренессансном неоплатонизме. Собеседница моя профессионально занимается неоплатонизмом, и я, будучи знаком с этой темой крайне поверхностно, последовал совету почитать Френсис Йейтс. Начал с "Джордано Бруно и герметической традиции", кою и читаю сейчас.
А там всё про магию. Поскольку же на темы магии и, что то же, с другого взгляда, идолопоклонства, все время выхожу - и при чтении пророков, и в связи с темой образа-иконы, то решил произвести разметку пространства.

Можно вполе определенно развести минимум три разных концепции магии/идолов (причем только в смысле понимания, без оценки).

Первая: идолы суть бездушные вещи, "деревяшки" или камни, или литые истуканы, ни на что не способные и никакой помощи человеку, к ним обращающемуся, оказать в принципе не могущие. В таком понимании едины как современное научное (в зависимости от отношения можно и кавычки поставить) сознание, и пророк Исайя, издевающийся над глупостью тех, кто поклоняется изделию рук своих.

Вторая, в основе которой картина мира, где действуют разнообразные духи, живые энергии, способные влиять на материю и ход событий. В рамках этого представления жрец-маг может призывать этих духов в приуготовленное для них место или на символически представляющее их изделие (статую) и этим привлекать их себе в помощь. В герметизме такая возможность приписывалась древнеегипетским жрецам и возродить ее стремились неоплатоники Ренессанса. Вот красноречивая цитата из герметического трактата "Асклепий":
"Поскольку мы начали говорить о родстве и связи людей и богов, знай, о Асклепий, могущество и силу человека. Как Господь и Отец есть творец богов небесных, так человек есть творец богов, кои суть в храмах. Он не только получает жизнь, но и дает ее; не только стремится к Богу, но и сам творит богов.
- Ты имеешь в виду изваяния, о Трисмегист?
- Да, изваяния, Асклепий. Одушевленные изваяния, преисполненные сознания (sensus) и духа (spiritus), которым доступно многое - они могут предсказывать будущее, поражать людей болезнями и исцелять их27.
(Приведу здесь фрагмент о богах, сотворенных людьми, взятый из последующей части "Асклепия".)
Все, сказанное нами о человеке, весьма удивительно, но еще удивительнее то, что человек смог понять природу богов и научился воссоздавать ее. Искусство создания богов открыли наши праотцы. Извлекая из материальной природы некую силу, они смешивали ее с веществом изваяний, и, "поскольку сотворить душу было не в их власти, они вызывали души демонов или ангелов и заключали их в свои идолы посредством священных и божественных церемоний, тем самым наделяя идолов способностью творить добро и зло". Эти земные, или рукотворные, боги происходят от сочетания трав, камней и благовоний, в которых содержится оккультная сила, равная божественной. И если их стараются умилостивить жертвенными приношениями, гимнами и песнопениями, благозвучие коих напоминает о небесной гармонии, то делается это для того, чтобы небесный элемент, вошедший в изваяние, радуясь благолепию небесных обрядов, не оставил людей своим божественным присутствием. Так человек творит богов".
Этого же представления держался бл. Августин (подозреваю, что и другие св. отцы), но с прибавкой полного осуждения, ибо духи, о которых здесь речь, - бесы.

Близко к этому третье представление, его держался первый переводчик герметических текстов Марсилио Фичино, весьма озабоченный тем, чтобы не навлечь на себя обвинение в ереси. Этот взгляд - более, так сказать, натурфилософский ("естественная магия". В основе его лежит неоплатоническое представление о трехчастной структуре мира: Мировой Ум, содержащий идеи; Мировая Душа, содержащая "порождающие причины", энергии; и "Тело", материальный мир. Дополнением к этому у Фичино было учение о "спиритусе", посреднике между разными уровнями иерархически устроенной вселенной. Маг получает способность управлять мировыми энергиями за счет знания всего этого вселенского строя. Вот резюме магических взглядов Фичино (Ф.Йейтс): "Он низводил влияния светил с помощью музыкальных заклинаний, симпатического применения природных предметов, с помощью талисманов, выхода на воздух и т.п. - с помощью всех средств по уловлению spiritus'a. Связь между его заклинаниями и талисманами, возможно, еще теснее: в главе XVIII после долгой и изощренной апологии талисманов он говорит, что они изготавливаются "под действием гармонии, подобной гармонии небесной" и увеличивающей их силу. Можно предположить, что здесь имеется в виду, что талисманы Фичино или картина талисманного типа изготовлялись под аккомпанемент подходящих орфических заклинаний, который помогал низвести в них spiritus".

Очень интересно теперь разобраться в том, как мыслил магию о. Павел Флоренский, но это - отдельная большая тема. Ограничусь только попавшейся на глаза цитатой, интересной не концептуально, а характеристикой той душевной организации, которая склонна к магическому восприятию мира: "Я (пишет Флоренский, еще не иерей) искал того явления, где ткань организации наиболее проработана формирующими силами, где проницаемость плоти мира наибольшая, где тоньше кожа вещей и где яснее просвечивает через нее духовное единство". Где тоньше кожа вещей!

Ренессанс, неоплатонизм, магия, Флоренский

Previous post Next post
Up