Шифферс пытался предупредить развал СССР

May 03, 2017 14:34

1990 год. Ш. выступает в Ленинградском  Союзе театральных деятелей и тема, вообще-то, ТЕАТР.    
… марксизм - это антропология. … Коммунисты исповедуют определённую антропологию, то есть определённый взгляд на человека. И для того чтобы сейчас не ссылаться на ужасного Сталина или проблематичного Ленина, ну вот я приведу вам цитату из книги того человека, которого современный советолог американский, Коуэн, считает вообще возможной альтернативой развития Союза, альернативой Сталину, того, кого Ленин называл любимцем и теоретиком партии, Николая Ивановича Бухарина. У него была такая книга «Экономика переходного периода», написанная в двадцатые годы. Вот оттуда цитата: «Пролетарское принуждение во всех формах, начиная от расстрелов и кончая трудовой повинностью, является, как это ни парадоксально звучит, всего лишь методом выработки человечества из человеческого материала капиталистической эпохи».
Значит, Конфуций, Будда Шакьямуни, Зороастр, творец Авесты, Моисей, творец Торы, Сократ, который определял, что философия есть упражнение в смерти, Борис Пастернак, который сказал, что культурная деятельность - это деятельность тяжёлой работы по преодолению смерти, Павел Александрович Флоренский, который называл ее точно так же - их можно перечислять до бесконечности, - святые, ученики - всё это просто-напросто человеческий материл, из которого методом пролетарского принуждения… вот эта организация собирается выработать человечество.
[Возможно, что это время заканчивается]. Если действительно так, если мы сейчас находимся в фазе пересмотра взглядов на человека как такового и на его деятельность как таковую, то я сейчас вас познакомлю с точкой зрения на человека, сформулированной в похожий период в Китае. Когда большая и географически чётко очерченная империя династии Чжоу вступила в конфронтацию [с соседями] и возникла угроза ее распада. И тогда Небо выбрало мудреца, которого звали Конфуций, который написал или записал, - как он говорил, он ничего не сочинял, он просто записывал, - и проанализировал, как вели себя древние правители, которые создали вот эту много веков слаженно работавшую империю, в совместности, в уяснении взаимных интересов, в нисхождении в глубину до нахождения глубинных истоков человеческого существования, для того, чтобы задуматься как вообще обеспечивается совместность больших существований. Конфуций написал или записал в книгу, которая известна как И Цзин или Книга Перемен. Она входит в священный канон китайских священных книг….
Так вот Книга Перемен - это традиционная, не марксистская антропология. А традиционный взгляд на человека - это такой взгляд, где человек является медиумом, посредником между космическими воздействиями и земными воздействиями. Все культуры, артикулируемые культуры, то есть ясно себя выразившие и осознавшие, как только они описывают человека, они описывают его вот в этих категориях: небо, посредине человек и земля.
Значит, есть вопрос: как попытаться организовать совместную жизнь разных групп людей на большой территории? Этой проблеме в Книге Перемен посвящены три так называемые гексограммы, т.е. пророчества, высказывания аскета, который вступает в трансовое состояние, задаёт в этом трансовом состоянии вопрос высшим существам и они ему отвечают. Он их ответы записывает. Книга Перемен состоит из шестидесяти четырёх таких ответов оракула. Так как же сохранить совместное государство? Мне кажется, это весьма актуальная тема. Весьма актуальная тема для Союза Советских Социалистических Республик. Коммунисты должны ясно и определённо сказать населению, что они думают по этому поводу, каким образом они собираются обеспечить единство и совместное существование Союза Советских Социалистических Республик. А человек немарксистского мировидения, каковым являюсь я, должен точно также честно и определённо - на сколько он понимает это сейчас - сказать, что на этот счёт говорит традиция, то есть не марксистская антропология, какие решения вопроса она предлагает.
Гексограмма №8, которая так и называется «Совместность», если её перевести, гексограмма №45, которая в переводе называется «Собирание» и гексограммма №59, которая называется «Рассеивание», в том смысле, что горячий ветер рассеивает замороженную воду ледяного эгоистического сердца. Вот это рассеяние, растопление холодного замерзшего сердца, в такие разбрызгивающиеся в фонтан искр воды, капель, такого благостного дождя…
Значит, первая гексограмма, она говорит, что совместность бытия возможна, только тогда, когда есть вождь народа. Должна родиться ось, центр. Вокруг которого собирается совместное бытие. Это кажется тривиальным, мы это знаем, но очень отчуждённо, не до конца обдуманно. Потому что фокус состоит не в этой тривиальности - что любая группа должна группироваться вокруг лидера и если его нет, то совместности не будет, - а в том, что предлагает она этому вождю. То есть той фигуре, которая собирается осознать себя как центр совместности. Говорится буквально следующее: «Ещё раз и ещё раз, и ещё раз исследуй оракул о себе. Имеешь ли ты возвышенность, длительность и настойчивость». Вот эти три качества: возвышенность, длительность и настойчивость, есть три из четырёх качеств, великого человека, героя Книги Перемен.
Возвышенность, то есть верховность.
Длительность - это способность времени, это такая сила, заключенная в небесах, которые вращаются как гончарный круг, терпеливо, длительно, приводя каждое живое существо в космосе на его собственное, индивидуальное, неповторимое место. Ну, скажем: весной зарождаются семена и трава; на смену весне приходит лето, летом всё расцветает и созревает; осенью собираются плоды; зимой они собираются в закрома и осмысляются и так далее. И Небо силой длительности постоянно повторяет эти сезоны. Так вот: этот вождь должен обладать такой же силой. Силой терпеливой длительности - чтобы видеть не только как небо, в природе, но в социальном смысле.
Дальше: он должен обладать настойчивостью. Ну что такое настойчивость? Настойчивость это в древнем понимании такое знание - стойкое, неизменяемое алмазное знание, которое по воззрению древних обреталось только единственным способом. Субъект, который жаждет этой способности, приносит жертву высшим, богам. Боги принимают эту жертву и в ответ на принятую жертву сообщают ему знание. Вот это знание и есть та стойкость.
Так вот: вождь, без которого по книге перемен, совместное бытие не возможно, должен неоднократно проверять себя, обладает ли он этими тремя качествами. Почему? Потому что написано: «Быть центром - сложное дело». Потому что тот, кто собирает других, не будучи отмечен печатью призванности, тот приводит к большему смятению, чем если бы не было никакого объединения.
Второе. Но гексограмма - это такой знак, который состоит из двух триграмм, из чёрточек, а триграмма учит непосредственному опыту. Вот, например, опыт совместности - это вода над землей. Каждому ясно, как ведёт себя вода. Она всегда течёт вниз и, естественно, занимает все выемки, все пространства и так далее. Поэтому естественно её привольное поведение. Она собирается в общность естественно. В совместное бытие. Так вот, как вода по закону стекается воедино, заполняя все воронки, отверстия и глубины, так центральная власть общественного организма должна заботиться о том, чтобы каждый член находил свой действительный интерес в содружестве. Как вода естественно течёт и любую глубинку заполняет, так те, кто потенциально должны стать субъектами совместности, вокруг призванного Небом вождя, должны каждый знать свой интерес. Они должны знать, по каком поводу они собираются. Если это не будет решено, совместности по Книге Перемен не произойдёт.
Гексограмма №45, «Собирание». Я прочитаю: «Царь приближается к своему храму». Комментарий: «Собирание людей большие сообщества может быть либо естественным, как в семье, либо искусственным, как в государстве». Семья собирается вокруг своей главы, это естественное собирание. Но если нужно собрать много семей и очень много семей, и незнакомых семей и семей разной культуры, разных языков? В общую границу совместного имперского существования. Если создать идею государства, то, говорит Книга Перемен, продолжение этого естественного собирания совершается в храме предков. Вот мы прожили, допустим, три тысячи лет на поверхности определённой территории. За это время многое изменилось. Были набеги, или мы набегали на соседей. Захватывали мы и у нас захватывали пленниц, смешивались, объединялись в определённые кланы… И вот наконец наступил период, когда всё разлаживается. Люди не находятся в своём обществе, они не видят его на поверхности. А ведь надо объединиться… Так вот, такое объединение возможно только через почитание предков, через жертвоприношение своим предкам. Потому царь «приближается к храму». (Это по Марксу он прикидывался, что у него есть какие-то мёртвые, потому что почитали мёртвых из-за того, что нет здесь кормушки). Значит, он приближается к храму предков. Почему? Потому что основу для преодоления разделения можно найти только поднявшись высоко вверх, к истокам. Как озеро на вершине горы… Вот если ходить вокруг горы, то видно, что много ручьёв спускается с вершины, и одни образовали реки, текущие на юг, другие на север, третьи на запад. Основание горы такое широкое, что люди не видят того, что видят живущие на другой стороне.
Для того чтобы понять, что там живут те же самые, свои, надо подниматься вверх к истокам, на вершину пирамиды. Вот если возьмем символ египетской пирамиды, то она уж точно сориентирована, это известно, по сторонам света. И если ставить её как модель мира, а она и была таковой, то население запада просто не видит населения востока, но те, кто восходит всё выше и выше и выше, на вершине обретают своё единство. То есть человек, за всеми наблюдаемыми различиями, которые появились в процессе исторической [эволюции], разделившей его на нации, организации и так далее, должен найти в себе человека как такового. В Китае, да и во всех этих странах, конечно культ предков - самая сильная вещь.
И вот дальше, если они все собрались вокруг предков, то гексограмма №59, вот это рассеивание замёрзшего льда эгоизма сердец тёплым ветром, имеет такой денотат: царь приближается к своему храму. И как же действовали цари? Вот они собрались к храму, совершили жертвоприношение предкам, и как же они действовали среди неких гипотетически собранных и артикулированных существ, которых нужно объединить для совместного существования в границах империи? Написано, что они устраивали музыкальный, мистериальный театр. Вот в чем состоит обоснование культурной деятельности, которая пришла к нам из древних традиций. Музыкальное, мистериальное действо, видящее своим фундаментом поминовение мёртвых, может растопить эгоизм поверхностных сердец, заледеневших сердец, которые, естественно, работают на энтропию, то есть на разбегание от центра.
Переходя теперь схематично от этих идей к идее возможного русского мистериального театра. Он и должен основываться на этих предпосылках. Есть население этой географии, попавшее в эти географические границы, оно бесспорно тяготеет сейчас к центробежному стремлению - ну, Прибалтика, Грузия, исламские страны, Армения, Молдавия, Украина, это и проблематичное единство самой России... Если коммунисты считают, что они смогут обеспечить единство разбегающегося… - там экстремисты, там какие-то группки, там это сделали, там не достаточно вы просидели штаны, вам плохо, вам надо выходить на площади и вот это всё будет найдено, уничтожено, инструктора пойдут с пропагандой, мы немножко подлатаем экономику и Союз сохранится. Так выходит с точки зрения марксистского взгляда на человека, потому что они считают, что всё, о чем я сейчас говорил, это, как я цитировал Бухарина, просто человеческий материал, из которого надо ещё силой принуждения, я подчёркиваю это, сделать человечество. Если же нет, то учёные, занимающиеся этой проблематикой и работающие не в марксистском словаре, они должны предложить своё решение. И если оно будет предложено населению этой территории, то, восходя к истокам своей культурной деятельности, здесь могут теоретически - я подчёркиваю теоретически - объединиться последователи и ислама, и иудаизма, и буддизма, и конфуцианства. Пусть будет сформулировано, что культурная деятельность есть деятельность по преодолению смерти.


империя, единство, Китай, коммунизм, СССР, власть, Шифферс

Previous post Next post
Up