Стукнувший меня парадокс идеала: что идеальным можно (или должно?) мыслить не состояние (общества, человека), а процесс или направление движения, породил некоторое волнение в памяти. В результате волны вынесли на поверхность воспоминание о сходных вопросах, занимавших меня в пору работы над переводом книги Аркадия Шуфрина про богословие Климента Александрийского. В начале моего жж (четвертый пост сверху) в
отдельный пост "Климент Александрийский..." собраны ссылки на все записи, сделанные в процессе этой работы. Там, начиная с 17-й записи, обсуждается тема бесконечного приближения к Богу как цели обОжения, разных бесконечностей и т.д. Надо бы вернуться, перечитать...
Но, кстати, уже сейчас понятно, что разделение на процесс и состояние нужно мыслить функционально. Я могу поставить своей целью достижение некоторого состояния движения (процесса) и рассматривать процесс движения к этой цели (состоянию движения в первом смысле). Прилагая это к идеалу как цели бесконечно удаленной, можно говорить 1) о процессе бесконечного приближения к нему и 2) о процессе движения к тому, чтобы вступить на путь такого движения. Причем второй процесс тоже может быть бесконечным. Получаем как бы идеал 1 и идеал 2, разного уровня бесконечной удаленности.
Там, у Климента (или у Климента в интерпретации Шуфрина) речь, кажется, шла о двух бесконечностях между человеком и Богом (не буду уточнять до перечитывания, боюсь наврать).
А применительно к ком. идеалу все тогда ясно. Коммунизм - это общество не статическое, общество бесконечного развития, ему же несть конца. Или этот конец - в бесконечности (идеал 1). Но чтобы вступить на путь такого развития, качественно отличного от того, как мы через пень-колоду карабкаемся сейчас, нужно пройти путь до коммунизма (идеал 2), про который тоже как-то сподручно мыслить как про бесконечное далеко.