Про идеал 39: общее и частное

Jan 21, 2017 15:10

Коммунизм (напоминаю, я об идеале, а не о практике РСДРП(б) или КПСС) - это по определению коллективизм, хотя наполнение этого понятия весьма многообразно и вариативно.
Во-первых, это взаимопомощь, кооперация, общественная поддержка каждого члена сообщества.
Во-вторых, это примат общественного, коллективного над личным. Первое и второе вместе ( Read more... )

идеал, индивид, общее, Ефремов

Leave a comment

alexandrg January 21 2017, 17:52:44 UTC
Я помню фрагмент, где Мвен Мас тонул в глазах какой-то своей подруги и у него от этого даже голова кружилась. Он на всех женщин так реагировал, или это была все же исключительная любовь?)

Но если в отношениях между полами исключительная любовь сохраняется, то почему в отношениях родителей с детьми - нет? Ефремов вообще описывает такие отношения? Или в эпоху Кольца новорожденных младенцев сразу в интернат отправляют, а новородивших родителей - обратно в рудники?))

Можно соглашаться с идеей «будет лучше, если все взрослые будут одинаково любить всех детей», но как эту одинаковую любовь обеспечить? И если такой способ есть, то почему в этой любви надо ограничиваться только детьми?

Что касается христианского идеала равной любви ко всем, то это скорее идеал «агапической любви», а не эротической, дружеской или родительской. Даже у Иисуса был «возлюбленный ученик». И не над всяким покойником Он плакал, а над своим другом Лазарем - да. Мария тоже за своего Сына явно сильнее переживала, чем за прочих. А апостол Павел, вспомним, «желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти».

Reply

gignomai January 21 2017, 18:12:35 UTC
Ну, здесь я спорить не буду, мне, как я уже писал, "агапизация" всех отношений не близка, даже и в христианском варианте (а такая линия безусловно есть, несмотря на евангельские примеры,как монашеский идеал, вряд ли будете спорить). И, согласен, что есть противоречие между явным благорасположением Е. к избирательной любви между мужчиной и женщиной (правда, при неодобрении ревности) и ограничением материнской привязанности к детям.
Правда, там у него не сказано, что ее не должно быть, там про то, что матерям не обязательно все время держать детей при себе и предлагается доверить основной труд по их воспитанию педагогам - старая платоновская идея.
В любом случае, я вовсе не пропагандирую это, я отношусь к этому идеалу с уважением и думаю о причинах его живучести и его исторической роли.

Reply

alexandrg January 22 2017, 12:24:29 UTC
+++а такая линия безусловно есть, несмотря на евангельские примеры, как монашеский идеал, вряд ли будете спорить+++

Ну, есть конечно. Но он именно что монашеский.

+++Правда, там у него не сказано, что ее не должно быть, там про то, что матерям не обязательно все время держать детей при себе и предлагается доверить основной труд по их воспитанию педагогам - старая платоновская идея.+++

Ну, так и современные матери пользуются услугами педагогов (ясли, детсады, школы). Но ребенку, помимо «правильного воспитания», еще нужна любовь, эмоциональная близость, пример отношений между взрослыми. А тут семья подходит больше, чем педагог.

Reply

gignomai January 22 2017, 18:53:00 UTC
Так с чем Вы спорите?
Картинка, нарисованная Ефремовым, это старый платоновско-коммунистический идеал обобщения детей и общественного их воспитания, смягченный его общей установкой на терпимость к человеческим "слабостям".
В таких частичных формах она время от времени реализовалась в разных культурах - в иезуитской педагогике на Западе, сразу после Революции и при Хрущеве у нас. С моей точки зрения, сама утопия и опыт ее реализаций поучителен и заслуживает изучения - и как негативный, и как частично позитивный.

Reply


Leave a comment

Up