Начну с большой цитаты:
- Я тоже становлюсь в тупик, - сказала Веда, - как долго не могли наши предки понять простого закона, что судьба общества зависит только от них самих, что общество таково, каково морально-идейное развитие его членов, зависящее от экономики.
- Что совершенная форма научного построения общества - это не просто количественное накопление производительных сил, а качественная ступень - это ведь так просто, - ответил Дар Ветер. - И еще понимание диалектической взаимозависимости, что новые общественные отношения без новых людей совершенно так же немыслимы, как новые люди без этой новой экономики. Тогда - понимание привело к тому, что главной задачей общества стало воспитание, физическое и духовное развитие человека. Когда это наконец пришло?
- В ЭРМ [Эру Разобщенного Мира - нашего то есть], в конце века Расщепления, вскоре после ВВР - Второй Великой Революции.
- Хорошо, что не позже! Истребительная техника войны…
Оборванную фразу легко закончить: «Истребительная техника войны настолько усовершенствовалась, что человечество не дожило бы до коммунизма».
В цитированном пассаже само собой присутствует главный момент экономического материализма - зависимость «морально-идейного развития» людей от экономики, впрочем в той мере, в какой она признается и за пределами ком. идеологии (ср. «пирамиду Маслоу). Но важно, что предельная цель, то ради чего всё - развитие человека.
Ну, теперь «покажите мне этого человека».
Эрг Ноор - Низе Крит, высказавшей опасение, что звездолетчики могли ошибиться:
- Не могли. В незапамятные времена люди могли совершать небрежность или обманывать друг друга и себя. Но не теперь!
Мвен Мас, решающийся на опасный эксперимент, переживает сомнения:
Но эксперимент ставился без разрешения Совета, без широкого предварительного обсуждения всех возможностей, и это придавало всему делу привкус трусливой скрытности, столь несвойственной современным людям.
- Мне кажется, сегодня должно произойти нечто важное, - начал Мвен Мас с той доверчивой прямотой, которая отличала людей Эры Великого Кольца.
Прямота, правдивость поддерживаются доверием, которое не бывает в этом обществе обманутым. Pea стала поверять матери свои сокровенные думы с открытой доверчивостью ребенка Эры Кольца, никогда не испытавшего обидной насмешки или непонимания.
Чуткая внимательность ко всему была характернейшей чертой людей эпохи Кольца.
Коллективные формы жизни требуют внимательности к окружению, это ясно.
Дар Ветер спохватился, нервная реакция сделала его многословным. Излишества речи в Эру Великого Кольца считались одним из самых позорных недостатков человека, и заведующий внешними станциями умолк, не закончив фразы.
Девушка на экране соединилась с поясной станцией, и скоро в ТВФ [телевидеофона] башни появилось печальное лицо и маленькая фигурка Миико Эйгоро - главной помощницы Веды Конг. В ее темных раскосых… глазах появилось радостное удивление, и маленький рот приоткрылся от неожиданности. Секунду спустя на Веду и Дар Ветра смотрело бесстрастное лицо, не выражавшее ничего, кроме делового внимания.
Любопытно, что спартанские лаконизм и самоконтроль, прямо вроде бы не связанные с коммунистической идеологией, включены Ефремовым в число добродетелей людей будущего. Этому дается рациональное обоснование:
Он не мог не удивляться тому, как многое из ещё недавней культуры человечества уже отошло в небытие. Исчезли совсем столь характерные для эры Мирового Воссоединения [то уже вполне прогрессивный этап после Эры Разобщенного Мира, но… ] словесные тонкости - речевые и письменные ухищрения, считавшиеся некогда признаком большой образованности. Прекратилось совсем писание как музыка слов, столь развитое ещё в ЭОТ - эру Общего Труда [еще прогрессивнее, но…], исчезло искусное жонглирование словами, так называемое остроумие. Ещё раньше отпала надобность в маскировке своих мыслей, столь важная для ЭРМ. Все разговоры стали гораздо проще и короче. По-видимому, эра Великого Кольца будет эрой развития третьей сигнальной системы человека, или понимания без слов.
Мне в этой связи вспоминается дядя Коля, друг отца, инженер, бывший разведчик, учивший меня, что нужно избегать словесных излишеств, таких как «великолепно», когда можно сказать просто «хорошо». И слова комиссарши из фильма «Служили два товарища»: «Не нужно так много слов».
Эстетика «анти-барокко».
Но вот и сомнения в безусловном приоритете рациональности:
Мвен Мас поведал [любимой женщине по имени Чара Нанди] о своих давних опасениях, что человечество развивается слишком рационально, слишком технично, повторяя, конечно, в несравненно менее уродливой форме ошибки древности. Ему показалось, что на планете Эпсилон Тукана [той самой, желание связаться с которой побудило его провести безрассудно опасный эксперимент] очень похожее и столь же прекрасное человечество больше позаботилось о совершенстве эмоциональной стороны психики.
- Я много страдала от ощущения неполной гармонии с жизнью, - помолчав, ответила девушка. - Мне надо было больше от чего-то древнего и гораздо меньше от окружающего. Я мечтала об эпохе нерастраченных сил и чувств, накопленных ещё первобытным отбором в век Эроса, когда-то бывшим в античном Средиземноморье. И всегда стремилась пробудить настоящую силу чувств в своих зрителях [Чара - танцовщица]. Но, пожалуй, только Эвда Наль [великий психолог] до конца поняла меня.
- И Мвен Мас, - серьёзно добавил африканец. И, глядя в широко открытые глаза Чары, он рассказал ей, как однажды она явилась ему меднокожей дочерью Тукана.
Девушка подняла лицо, и при робком свете начинавшейся зари Мвен Мас увидел глаза, такие огромные и глубокие, что ощутил лёгкое головокружение, отодвинулся и рассмеялся.
- Когда-то наши предки в своих романах о будущем представляли нас полуживыми рахитиками с переразвитым черепом. Несмотря на миллионы зарезанных и замученных животных, они долго не понимали мозговой машины человека, потому что лезли с ножом туда, где нужны были тончайшие измерители молекулярных и атомных масштабов. Теперь мы знаем, что сильная деятельность разума требует могучего тела, полного жизненной энергии, но это же тело порождает сильные эмоции.
- И мы по-прежнему живём на цепи разума, - согласилась Чара Нанди.
- Многое уже сделано, но всё же интеллектуальная сторона у нас ушла вперёд, а эмоциональная отстала… О ней надо позаботиться, чтобы не ей требовалась цепь разума, а подчас разуму - её цепь. Мне это стало представляться таким важным, что я намерен написать книгу.