Понятие "отчуждение", больше всего связанное в нашей памяти с марксизмом, восходит к "просветителям": порожденные человеком институты подчиняют его себе.
Но Фихте подает его замечательно. Оно появляется у него, когда Я полагает не-Я, отчуждая тем самым часть себя, часть деятельности (того, что Я есть) и отдавая его не-Я. Я этим само предает себя миру, становится от него зависимым.
"Это открытие чрезвычайно важно, - пишет Куно Фишер. - Бессознательное творчество есть основание и зерно сознания, последнее возможно только при условии первого. Как же иначе? Сознание предполагает в себе бессознательную деятельность. Ибо, так как сознание возможно только при рефлексии о собственной деятельности, сама деятельность, к которой относится рефлексия при возникновении сознания, очевидно, не может быть сознательной. Когда мы представляем, не рефлектируя о своей представляющей деятельности, т.е. пока мы представляем бессознательно, продукты нашей деятельности (образы) кажутся нам внешними объектами. Видение во сне доказывает истинность этого положения. Собственный продукт представляется чуждым, объектом вне нас, не-Я, если он произведен бессознательно. Это бессознательное произведение есть способность воображения. Благодаря этой способности Я есть представимый мир, представление вещей; через рефлексию об этом представлении оно становится самосознанием: поэтому творческая способность воображения есть условие сознания, условие Я".