про идеал (9)

Dec 27, 2016 11:36

Перехожу к следующему шагу: идеал и реализация. На этом шаге я рассматриваю реализацию (и реализуемость) идеала вообще. Я это оговариваю в предположении (эмпирически вроде бы подтверждаемом), что реализуемость и реализация идеалоспецифичны, различаются от идеала к идеалу. Так что к теме реализации нам придется возвращаться при обсуждении конкретных ( Read more... )

воля, реальность, идеал, энергия

Leave a comment

Comments 22

trita December 27 2016, 12:24:41 UTC
По мне так "момент интенции на реализацию" сам по себе уже является возражением против предыдущего тезиса "идеал не исходит от самого человека". Не отрицанием этого тезиса, а как бы требованием прояснить всё же причинно-следственную связь.

Если рассматривать в классической троичной схеме (воля-сознание-интеллект; дух-душа-тело; идея-идеал-идол), то человек по идее должен "негативно обуславливать" идеал, тут обычная бинарная логика причина-следствие не работает. То есть позитивная "мысли Бога" + нейтральный "идеал" + негативный мыслитель. Чем выше качество мыслителя -- тем выше идеалы, взаимосвязь прямая но негативная, поскольку её придётся рассматривать в контексте большего целого вопроса: какова цель "Бога вдохновляющего"? И рассматривать не со стороны, не на уровне и изнутри, иные ракурсы нам недоступны.

Идеал не исходит от самого человека, но эманирует к нему, и "сам человек" в этой формуле вполне себе переменная.

Reply

gignomai December 27 2016, 12:34:45 UTC
Не совсем понял. Всякий идеал (образ совершенства), ценность или норма (указание на должное, подлежащее исполнению) в самом себе содержит вектор к исполнению - совершенно независимо от авторства. Вопрос об авторстве встает, если мы начинаем идеал обосновывать. Тогда мы говорим: "это открыто Богом Моисею" или "так деды нам завещали" или "наука утверждает".
Другой вопрос - к кому обращен идеал. Поскольку речь не о природе, а о человеке, то, конечно, к человеку, к людям.

Reply

trita December 27 2016, 13:07:59 UTC
Что значит "содержит в самом себе"? Безотносительно? Учитель, например, позитивно обуславливает ученика идеалом, негативно обусловленным уровнем ученика. Разве здесь не две воли, две разные поляризации, где сам идеал -- третье, следствие этого контакта, как цели, обуславливающей и содержание самого идеала?

Reply

gignomai December 27 2016, 13:15:20 UTC
Заповедь "Не укради" сама в себе содержит императив, запрет - независимо от того, от кого она исходит и кто ее услышит. И даже, когда форма суждения и идеи никак не императивна, само имя идеала или ценности (а точнее, само их содержание) содержат интенцию на воплощение - например, справедливость, благородство, истина и т.п. Хотя, конечно, эта интенция бессильна в отсутствии энергии, воли к исполнению.

Reply


kaktus77 December 27 2016, 12:34:32 UTC
Здесь, наверное, надо сначала разобраться с тем, что такое реализация. Она ведь бывает очень разной. Одно дело, скажем, реализация в рамках развития, и совсем другое - проектная реализация.
Возможно, например, что реализация идеала возможна только для некоторых типов, а где-то - она, наоборот, противопоказана. Например, я думаю, что проектная реализация идеала - это очень опасно и может быть разрушительно для общества.

Reply

gignomai December 27 2016, 12:36:19 UTC
Надо, конечно. И Ваше различение обдумаю и учту.
Но почему сначала? :) Я постепенно двигаюсь.

Reply

kaktus77 December 27 2016, 12:49:36 UTC
потому что это задает рамку, т.е. как-то очерчивает то мыслительное пространство, куда можно положить идеал и его реализацию.
Так, сразу возникает категориальный вопрос о соотношении естественного и искусственного в процессе реализации вообще и идеала в частности.
Вроде бы идеал - это в искусственную компоненту. Но как она будет взаимодействовать с естественной?
Может, в рамках развития идеал вообще не реализуем (его "не пустит" естественное направление движения общества), и наоборот - если настаивать на реализации идеала, то вырубается естественное (как в 17 вырубили естественное развитие рыночных отношений, например).

Ну, это вопросы, поставленные в самой общей, наивной форме, здесь нужна кокнретизация и проработка, конечно. И возможно, на материале.

Reply

gignomai December 27 2016, 13:02:26 UTC
Ну да, но и само задание рамки растягивается в процесс, хотя и краткий. Названные Вами вопросы я отчасти уже и начал обсуждать, и продолжу.
Тут вот еще что: если бы у меня была готовая теория, а то я же и додумываю по ходу, в том числе и побуждаемый комментами.

Reply


Leave a comment

Up