Трансцендентальные схемы

Dec 21, 2016 19:12

Помещаю из словаря Власова статью о "Трансцендентальных схемах". (Так пока и не выяснил: когда схемы начинали использоваться в ММК, они связывали это с кантовским учением о схематизмах сознания?).

Трансцендентальная схема (transcendentale Schema) - проcтранственные и временные представления, служащие посредствующим звеном между понятиями рассудка и эмпирическими созерцаниями.
Понятие Т.с., введенное Кантом, включено в Словарь в связи с особой важностью этого понятия, показывающего, каким образом понятия и категории рассудка определяют эмпириче­ские созерцания (то есть то, что обычные люди называют внеш­ним миром). Т.с., с одной стороны, чувственна, так как ее со­держание развертывается в чувственные представления и, с другой стороны, интеллектуальна или трансцендентальна, по­скольку форма Т.с. - пространственно-временные представле­ния.
Например, Т.с. причины и действия есть временные пред­ставления: "до" и "после"; Т.с. субстанции есть постоянное пребывание во времени; Т.с. взаимодействия включает одно­временность сторон взаимодействия и их пространственно-временные соотношения; Т.с. возможности есть наличие в бу­дущем; Т.с. действительности есть наличие в прошлом или настоящем; Т.с. необходимости есть пребывание во всякое вре­мя. Конечно, приведенные (по Канту) схемы не бесспорны, и, кроме того, их число, которое соответствует числу возможных понятий и категорий рассудка, по-видимому, очень велико. Важен, однако, сам принцип. Т.с. служит мостиком или посредствующим звеном между понятиями рассудка и эмпирическими созерцаниями. Вместе с тем в Т.с. обозначен механизм, при помощи которого рассудок управляет эмпирическими созерцаниями, то есть чувственным внешним миром. Т.с. не только формирует эмпирические созерцания, но и участвует в создании форм или категорий. Эту способность разума создавать новые      связи для формирования явлений внешнего мира Кант назвал продуктивным воображением.
В каждом отдельном акте рассудок вносит (посредством Т.с.) какую-нибудь связь в созерцания или явления. Но этих актов очень много, как много трансцендентальных схем и соответствующих им понятий и категорий. В конечном счете эмпирические созерцания оказываются настолько опутанными этими связями, настолько пронизаны ими, что образующаяся в результате структура мало напоминает первоначальные бессвязные лирические созерцания. Скорее, от этих первоначальных эмпирических созерцаний ничего не остается (согласно Гегелю, там ничего и не было). Например, вот этот отдельно лежащий камень, как совокупность отнесенных к объекту эмпирических созерцаний, представляет собой нечто серое и округлое, лежащее на пыльной дороге на одном месте. Но его пространственная форма «нарисована» рассудком путем соединения отдельных точек в одну линию и объединения линий в поверхность. Пространственная связь камня и дороги есть тоже результат деятельности рассудка. Серый цвет камня обусловлен законами оптики и условиями освещения. И все эти связи тоже вносятся рассудком посредством различных Т.с. И так далее ...
Трансцендентальные схемы широко используют в науке и технике для пояснения вводимых понятий и отношений между ними. Например, геометрические фигуры в декартовых координатах (круг, эллипс, синусоида) представляют собой Т.с. соответствующих алгебраических уравнений. Т.с. используют в виде диаграмм и схем, поясняющих структуру и функции отдельных звеньев и целых отделов бюрократического аппарата в министерствах и ведомствах. Эти схемы и диаграммы, будучи чистыми от эмпирических созерцаний (реальности и фактов жизни), превращаются в обычный бяеф.
По-видимому, Гегель не любил эти Т.е. и почти не пользовался ими. Это обстоятельство не облегчало понимания его теорий. Правда, отсутствие пространственно-временных трансцендентальных схем в трудах Гегеля может объясняться просто чрезмерной стоимостью печатного графического материала в то время. Вообще нужно помнить, что в те времена писали гусиными перьями и не имели понятия даже об обычной пишущей машинке, не говоря уже о современных настольных издательских системах. После Канта Т.с. подразумевались, когда речь шла о конструировании действительности. Т.с. позволяют понять, как на практике происходит формирование эмпирических созерцаний и образование того внешнего мира, с которым мы все только и имеем дело в действительности.
Мысленное рассмотрение абстрактных научных понятий и категорий делает эти последние предметом сознания. Постольку эти понятия и категории выступают в образах трансцендентальных схем, к которым относится и языковая форма. Конечно, понятия и категории остаются таковыми, но в качестве предмета сознания они приобретают чувственную форму. Трансцендентальные схемы абстрактных научных понятий и категорий следует отличать от непосредственных переживаний или фактов сознания, сопровождаемых чувством необходимости, которые Фихте называл опытом. Например, слово "боль" следует отли­чать от реальной боли как некоторого чувства. Сам опыт не есть мысли. Но он становится мыслями в процессе образования соответствующих понятий, выражаемых в Т.с., то есть некото­рых предметах сознания. Важно понять, что абстрактные науч­ные понятия и категории могут восприниматься только в виде трансцендентальных схем и никак иначе, то есть в виде предметов сознания, так как само понятие восприятия только это и подразумевает. Например, сила может восприниматься или как стрелка на листе бумаги, или же как некоторое субъективное усилие, то есть как комплекс различных ощущений при перемещении вещи в пространстве.
Конечно, можно воздержаться от преобразования опыта в систему научных понятий и соответствующих трансценден­тальных схем, проще говоря, можно воздержаться от научной деятельности или забыть о ее существовании и существовании науки вообще. Так и делает большинство людей, которые, правда, и не считают себя учеными или философами. Но если такое воздержание предлагает (в качестве пресловутой "феноменоло­гической редукции") философ (Эдмунд Гуссерль), то это уже недоразумение. Это "воздержание" с одновременным рассмот­рением "простых сущностей" методом "интроспекции" (без их превращения в предмет сознания и трансцендентальные схемы) просто невозможно, как невозможно совершить нормальный половой акт, не совершив всего, что к нему относится. Как только Гуссерль приступал к рассмотрению простых сущностей, так тотчас он попадал в область философских и научных понятий и соответствующих трансцендентальных схем (уже просто в силу того, что использовал буквы и слова немецкого языка), Однако из всего богатства понятий он оставлял для пользования слишком мало, чтобы быть интересным в глазах философов и ученых. Гуссерль не разобрался в учении Канта и слишком не­навидел Гегеля, чтобы даже попытаться его понять. Вообще же эта «интроспекция" или "заглядывание в себя" невозможна без одновременного   превращения   предмета "интроспекции" в предмет сознания, стало быть, в трансцендентальные схемы.


Кант, трансцендентальное, Гегель, схематизация

Previous post Next post
Up