Я даже не про Вечность - оттуда-то, понятно, все разом видно. Но даже в этом мире - просто мы по остальным осям можем двигаться в разные стороны, а по оси времени только в одну и с постоянной скоростью. Так уж устроено. Но так же, как станция, мимо которой мы проехали на поезде, остается позади, но не исчезает, так же и наше прошлое. Что было, все есть. Вот Пушкин сочиняет Памятник, вот Наталья Николаевна собирается на бал, вот вы двое, красавчики, гладите свою собаку, вот мы с Петровым идем за грибами. Никуда оно не делось.
Память у всех у нас часто неточна, избирательна и тд. А я говорю о т.н. реальности. Мы, еще раз скажу, едем в поезде, пейзаж за окном (и мы сами - часть этого пейзажа) меняется, поезд приближается к туннелю - но ведь все то, мимо чего мы проехали, не исчезло, оно стоит на своем месте.
Признаюсь: такое видение у меня не получается. Аналогия с пространственным перемещением не убеждает: в оставленное позади место в принципе можно вернуться. А что это за "место", куда вернуться немыслимо? Для этого нужно выйти из времени, а это можно сделать либо в памяти-воображении (что мы отличаем от реальности), либо в том, что больше времени - в Вечности.
Подумав, понял, что неправильно ответил Вам. Вашу формулу "прошлое есть, но нам туда ходу нет" опровергнуть невозможно. А с нею получается вполне стройно: память - видение "умственным взором" со всеми всякому зрению свойственными ошибками. И невозможность доступа - в пределах законов естества, при вере же в возможность их чудесного нарушения и навестить можно... А вот проходит ли такая логика с будущим - вопрос. Он упирается в прооблему свободы и предопределения. Толстой хлестко сказал: будущего нет, потому что мы его сейчас делаем.
Да, с будущим сплошные парадоксы, тут мы ничего не понимаем. Лёв-то Николаевич, как всегда, когда речь заходит не о том, как Анна чувствовала, что у нее в темноте глаза блестят, а о существенном, упрощает сильно. Что значит "мы будущее строим"? - пионерский какой-то лозунг. Нам никто, конечно, не запрещает воображать, что мы что-то строим, да выстраивается-то сплошь и рядом что-то неожиданное. (Вон у провидца Достоевского - Шигалев, излагая свою систему, говорит: "Я запутался в собственных данных, и мое заключение в прямом противоречии с первоначальной идеей, из которой я выхожу. Выходя из безграничной свободы, я заключаю безграничным деспотизмом". А с наукой у нас что? - начиналось с отвержения "религиозных сказок", заменой их рационализмом, эмпиризмом, строгой логикой, повторяемостью, проверяемостью и тд - а кончается котами Шредингера, «расщеплением» наблюдателя - или вселенной, или вселенных - и прочей фантастикой, перед которой бледнеют все сказочные чудеса).
Однако, при всем влиянии не поддающихся учету факторов мы ВЛИЯЕМ на будущее и, при некоторой разумной осторожностью (предусмотрительности), в ограниченных пределах таки строим. Проектирование и реализация проекта - так это называется. Можно же так спроектировать дом, чтобы предусмотреть определенные удобства и исключить большие неудобства. Хотя едва ли можно спроектировать, чтобы жильцы были счастливы :)
Конечно, мы можем и даже должны рассуждать, строить по правилам строительной науки, какая уж есть, и тд. А о том, что из нашего строительства получится, - как человечество ни изощряется до сего дня, ничего умнее l’homme propose et Dieu dispose сказано не было.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
А вот проходит ли такая логика с будущим - вопрос. Он упирается в прооблему свободы и предопределения. Толстой хлестко сказал: будущего нет, потому что мы его сейчас делаем.
Reply
Лёв-то Николаевич, как всегда, когда речь заходит не о том, как Анна чувствовала, что у нее в темноте глаза блестят, а о существенном, упрощает сильно. Что значит "мы будущее строим"? - пионерский какой-то лозунг. Нам никто, конечно, не запрещает воображать, что мы что-то строим, да выстраивается-то сплошь и рядом что-то неожиданное.
(Вон у провидца Достоевского - Шигалев, излагая свою систему, говорит: "Я запутался в собственных данных, и мое заключение в прямом противоречии с первоначальной идеей, из которой я выхожу. Выходя из безграничной свободы, я заключаю безграничным деспотизмом". А с наукой у нас что? - начиналось с отвержения "религиозных сказок", заменой их рационализмом, эмпиризмом, строгой логикой, повторяемостью, проверяемостью и тд - а кончается котами Шредингера, «расщеплением» наблюдателя - или вселенной, или вселенных - и прочей фантастикой, перед которой бледнеют все сказочные чудеса).
Reply
Reply
Reply
Reply
Сложные взаимодействия одного и другого :)
Reply
Reply
Leave a comment