2 смысла непознаваемости

Jan 03, 2008 20:06

Я предвижу, что при обсуждении того, что придется обсуждать, не раз и не два придется говорить о непознавемом, непостижимом, нерационализуемом и т.д. Один пример, когда об этом уже шла речь, был когда я в обсуждении ипостаси с alexandrg заговорил (вслед Лосскому) о неизбежности апелляции к непознаваемой рациональными средствами инстанции, которая ( Read more... )

свобода, свойство, непознаваемое, ипостась, /olgaw

Leave a comment

Comments 17

olgaw January 8 2008, 02:23:42 UTC
С Рождеством!!!!!!!!
Я так думала раньше, субъект - Бог, человек - непознаваемы, в принципе
Именно «то, что сознает» - непознаваемо, в принципе, этим занимается религия, которая строит модели взаимодействий
А то, что не сознает, то бишь материя и информация, в принципе познаваемы, этим занимается наука, которая их в принципе асимптоматически безгранично познает
Но в последнее время у меня некое подозрение, что и то, и другое непознаваемо, в принципе, и мы строим лишь модели взаимодействий, как в науке, так и в религии
И это в общем то печально...

Reply

gignomai January 9 2008, 14:05:28 UTC
Я вот что пытаюсь сказать: непознаваемость непознаваемости рознь. Наука может бесконечно уточнять свои модели, но и те, что есть, в некотором приближении годятся. С Богом и свободой не так: приближения нет.

Reply

olgaw January 11 2008, 02:39:32 UTC
Вот, замечательно Вы написали. Непознаваемость непознаваемости рознь. И между двумя частями реальности - реальностью субъектов и реальностью материальных процессов как раз огромная разница в непознаваемости. Которая состоит даже не в возможности асимптотического приближения, даже не в возможности тут же оценить адекватность модели в эксперименте. Эти две разницы тоже есть, но еще более существенная разница в том, что наличие материальной реальности может быть установлено в эксперименте, хотя мы можем и не понимать ее суть, как «вещь в себе», а вот наличие субъектной реальности, наличие того, о ком говорят «кто», а не «что» - вообще не может быть установлено в эксперименте, принципиально. Мы не можем принципиально отличить «кто» от «что», робота от человека, при достаточном уровне программирования, лишь интуитивно. Ни в каком эксперименте. Но интуитивно мы знаем это отличие, потому оно и зафиксировано в языках, - между «кто» и «что», одушевленным и неодушевленным, ощущать и воспринимать, мы знаем, что в отличие от воспринимающего ( ... )

Reply

gignomai January 11 2008, 09:15:42 UTC
А вот здесь я со всем согласен. Сначала только не понял, что Вы под "ощущением" понимаете не сенсорику, а, скорее, интуицию.

Reply


Leave a comment

Up