Педагогика богословий

Mar 19, 2016 18:03

Название корявое, но лучше не смог придумать. И мысль - корявая, недодуманная, но хочется записать и, может, отклик получить. Сразу оговорю НЕ про что я. Я не про воспитательное значение религии. И я не про само богословие "в себе". Я про то, как могут влиять на человека богословские представления разных религий.
Вот, скажем, язычество, т.е. многобожие. Даже еще различим. Сначала представление о разных богах разных народов. У каждого народа свой бог, значит, и своя правда. Как сравнивать? только силой, а вообще-то мой бог и моя правда для меня лучше по тому одному, что мои.
Или политеизм, как у греков. Провинился перед Аполлоном, поищу защиты у Диониса или Артемиды. Всегда есть способ уклониться от суда. Но это и богатство специализации - за каждым предметом, деятельностью - покровитель.
Теперь иудаизм и ислам. Один Бог, Отец, Господин всего и вся, Он же - Истина, Благо, Красота, Источник жизни. И Судья. Сразу - колоссальный рост такой ценности, как верность - без лукавства и двоемыслия. (Конечно, велик педагогический заряд веры в богоизбранность у евреев, но это сейчас оставим в стороне).
Ну и, наконец, христианство. Какое утоньшение и углубление картины! На самом острие, в Боге единство в трех лицах: возможность к Нему Самому обращаться по-разному; и Одно Лицо - в прямом родстве с нами, Брат. Далее - почти на самую вершину взошла Женщина, Мать и Сестра. И наконец, в почитании святых возвращена свойственная политеизму (и утраченная в "строгом" монотеизме евреев и мусульман) специализация, но на правильном месте...
Удивительно!

педагогика, богословие, религии

Previous post Next post
Up