Утопии советского времени

Oct 22, 2015 14:06

Впрочем, почему утопии? Социально-политические проекты ( Read more... )

утопия, воспоминания, СССР

Leave a comment

ПРО УТОПИИ ext_480085 November 10 2015, 05:20:41 UTC
Недавно встретил я в Интернете любопытный текст. Один наш бывший соотечественник, ныне живущий в Германии, рассказывает, как в гимназии, где обучается его дочь, учительница предложила детям прочитать «Утопию» Томаса Мора. В результате изучения этой небольшой книжки абсолютное большинство немецких школьников выразили желание жить при таком общественном строе. И только дочь автора сформулировала отказ, поскольку путь к этому лежит через кровавую революцию. Такая перспектива изрядно смутила учительницу, которая, очевидно, придерживалась левых взглядов, - ей пришлось свернуть обсуждение темы.

А, между тем, здесь есть о чем поговорить. Более того, обстоятельный разговор о реальном смысле коммунистической идеи особенно важен для нас, поскольку позволяет найти верный угол зрения для понимания истории России ХХ века. Ведь иные публицисты склонны представлять русскую революцию как некое кровавое недоразумение и даже патриотически настроенные писатели, порой, склонны изображать революционное народное движение (вызванное условиями войны и спровоцированное внешними влияниями) как путь кровавого зла. Но ведь политическая ситуация в стране настоятельно свидетельствует: успешное развитие нашей Родины требует уважения к её истории. По моему мнению, существует ясный этический смысл Русской революции, который, несмотря на все кровавые эксцессы, позволяет нам понять её движущие силы.

Дело в том, что исходная идея лежащая в основе социалистического проекта преобразований, была изначальная чиста, благородна и жизненно важна. Ведь это очень серьезный вопрос: может ли человеческое общество избавиться от зла, несправедливости, зависти, стяжательства и прочих социальных язв?

Идея о том, что человек по природе добродеятель, и только частная собственность (на средства производства и вообще) его портит - в свое время казалась бесспорной. Соотетственно, вся наша революция была проникнута этой идеей - вспомните книги и стихи того времени (Андрей Платонов, Аркадий Гайдар, Владимир Маяковский и др.). Правда, из идеи следовал один нехороший логический вывод, дескать, людей из эпохи частной собственности уже не переделать (разве что "перековать" в трудовом лагере) и, значит, нечего жалеть старое общество. Надо, мол, ждать, когда придут НОВЫЕ ЛЮДИ - вот тогда наступит настоящий КОММУНИЗМ.

Однако, как мы знаем, эксперимент не увенчался успехом. и в итоге произошло то, что я называю "коммунистическая трагедия". Оказалось (вроде бы оказалось), все люди по природной сути своей, от роду - "заточены" на неравенство и взаимоугнетение. А тогда: если коммунизм невозможен, то все позволено. Ощущение это, я полагаю, сыграло важную роль в разгуле стяжательства и преступности в 90-е годы в РФ. Разгул вроде бы утихомирился, но основная этическая проблема остается: неужели нельзя устроить человеческое общество БЕЗ ЗЛА?

Кстати, надо добавить, что фашистская утопия тоже существовала и была, как раз, четко противоположна коммунистической. Она как раз основывалась на аксиоматически принятом природном неравенстве людей и воле к господству одних над другими. Соответственно, создавалось общество с расой господ и всеми остальными "недочеловеками" - унтерменшами, по природе обреченными к подчинению и рабству. Сейчас эта фашистская идеология провозглашается вновь - предлагается реально создать с помощью генных модификаций и биотехнологий расу покорных рабов, которые туповаты, но исполнительны-покорны. Этого, например, требует в своем блоге либерал Никонов (он предлагает также - дабы рабы не вызывали сочувствия - придать им уродливый вид и гномообразный низкий рост).
И, завершая разговор, надо упомянуть про советских писателей коммунистов-утопистов позднего времени - Ивана Ефремова и братьев Стругацких. Они, конечно, понимали эту проблему и пришли к выводу, что только целенаправленное воспитание и психотреннинги могут дать на деле коммунистического человека, свободного от зла стяжательства и властолюбия. Так ли это - покажет будущее.

Reply

Re: ПРО УТОПИИ gignomai November 10 2015, 08:55:42 UTC
Спасибо за очень интересный и по существу отклик. Совершенно согласен с Вами в отношении важности вопросов о смысле русской революции и о возможности построения общества без зла. Согласен и с важностью воспитания.
Но противопоставляя коммунизм и фашизм (согласен, что они антиподы), Вы напрочь игнорируете христианство. Я же считаю, что полноценный ответ - там. Что не мешает утверждению тех начал справедливости в обществе, которые реализуемы без кровавого насилия.

Reply

Re: ПРО УТОПИИ ext_480085 November 10 2015, 09:03:55 UTC
Так совпало. Этот пост я намедни у себя в ЖЖ разместил. Сейчас перерабатываю в статью. А христианство я не игнорирую, думаю, что и большевизм и нацизм это некие ереси, вырастающие их христианства через бунт и отталкивание. В статью буду вставлять ссылки на религиозную философию. За десять лет до октябрьсокй революции русский философ-экзистенциалист Николай Бердяев, вслед за религиозным философом Владимиром Соловьевым, писал о правде социализма. Он утверждал: «В социализме есть и великая правда, так как велика ложь капиталистической и буржуазной общественности, я думаю даже, что в известном смысле нельзя не быть социалистом, это элементарная истина...» («Новое религиозное сознание и общественность», главы «Правда социализма» и «Великий инквизитор»

Reply

Re: ПРО УТОПИИ gignomai November 10 2015, 09:05:32 UTC
Спасибо. Познакомьте, пожалуйста, со статьей, когда будет готова.

Reply

Re: ПРО УТОПИИ ext_480085 November 10 2015, 09:10:23 UTC
Хорошо. Я планирую её разместить на одном политическом ресурсе.

Reply


Leave a comment

Up