Про пионеров как организацию неинтересно - это в современных терминах фейк детской самоорганизации. Хотя внутри пионерского движения живое могло возникать и возникало.
Очень, по-моему, интересен опыт "коммунаров", движения, инициатором которого был Игорь Иванов, педагог масштаба Макаренко.
Движение возникло ради оживления обюрократившейся пионерии. Наверняка повлияло и скаутство. Но, обращаю внимание на то, как они переосмыслили образ "разведчика" (scout значит разведчик, следопыт). У скаутов он разведывает тайны природы, у коммунаров - возможности совершить доброе дело.
Приведу небольшой текст про коммунарство:
Коммунарская методика и Коммуна Юных Фрунзенцев
Они (И.П.Иванов и его товарищи) искали такие способы организации, которые бы позволили каждому пионеру не только активно участвовать в общественно-полезной работе, но и побудили их думать над тем, как можно улучшать окружающую жизнь, ЧТО они для этого могут делать, ПОЧЕМУ именно эти дела улучшат кому-то жизнь, КАК лучше всего осуществить задуманное. В результате совместного поиска ими были обоснованы методы социального анализа окружающей жизни, которые были облачены в игру в разведчиков дел и друзей. Методика разведки позволяла вовлечь в активную работу мальчишек, позволяла проявлять инициативу и самостоятельность при сборе данных. Маршруты разведки были предельно просты: двор, детский сад, совет ветеранов, музей, аптека и т. п. Юные разведчики должны были действовать как настоящие следопыты, необходимо было быть внимательными ко всем мелочам повседневной привычной жизни. Ребятам в разведке нужно было найти ответ на вопрос: Что нужно сделать, чтобы принести людям радость и пользу?!
Найденный способ организации коллективной деятельности предполагал простой алгоритм, доступный пониманию и воспроизводству каждым ребёнком. Первый этап - это коллективное планирование или сбор-старт, который строится на данных разведки. На этом этапе ребята обдумывают и решают: для кого и что будут делать, определяют, почему именно эти дела являются наиболее предпочтительными, кто в них участвует, когда и где лучше всего провести дело, как оно будет организовано. Уже один перечень вопросов показывает, что методика коллективной организации деятельности формировала способность социального проектирования жизнедеятельности, а, следовательно, ребята абсолютно реально изо дня в день организовывали свою жизнь через участие в разных делах.
За планированием шёл процесс осуществления задуманного, который организовывали сами ребята. Посильность задачи определялась в ходе планирования, т. к. к реализации принимались только те дела, которые ребята сами выстроили в своём сознании, а значит и могли воплотить в реальность тот образ, который становился частью их сознания. Дела были разного объёма сложности, разной содержательной направленности, но всегда предполагали решение задачи по улучшению окружающей жизни и самих себя как её творцов и созидателей. Ребята учились чувствовать время, необходимый уровень знаний, оценивали имеющийся у них опыт и не стеснялись искать старших товарищей вместе с которыми дело могло бы получиться значительно лучше. Коммуна обрастала старшими друзьями, т. к. практически все взрослые с огромным удовольствием включались в творческий процесс, где ребят не надо было принуждать что-то делать, кого-то слушать, или куда-то идти. Старший друг в Коммуне это всегда авторитетный для ребят человек, мнение которого много значит, за ним признавалось право высказывать свое мнение, принимать участие в выработке решений, давать совет. В ходе второго этапа - коллективной подготовки - выстраивалась очень насыщенная интересная жизнь, т. к. именно здесь приобретались новые знания и опыт, проверялась правильность принятых решений, испытывалась дружба и возникали новые отношения взаимной ответственности за дело, которое вместе создавали и считали важным и значимым.
На третьем этапе - коллективном проведении, где был сконцентрирован результат общих усилий, все могли увидеть на сколько удалось воплотить в жизнь общий замысел. Замысел рождался в процессе коллективного творчества, что позволяло чётко определить вложенный в него духовный и интеллектуальный потенциал, которым на данный момент располагал коллектив. Поэтому так важен в методике четвёртый этап - коллективное подведение итогов или сбор-«огонёк». Именно здесь самый деликатный, самый сложный момент жизни, т. к. на нём происходит совместный анализ проведённого дела. Ребята подводят итоги, и чем выше зрелость коллектива, тем глубже и сложнее размышления всех участников. Внешняя канва анализа проста: что получилось хорошо и почему? Что не получилось и почему? Как действовать в следующий раз, чтобы не допустить ошибок? Считаю важным заметить, что деформированный вариант использования методики определяется именно по тому, как строится анализ. Деформация проявляется в вопросе что понравилось, т. е. взгляд со стороны, оценка потребителя, а не созидателя, который думает над тем, что и как делал. В коммуне каждый анализирует себя, своё взаимодействие с товарищами по общему делу, процесс достижения общего результата. На сборе-«огоньке» у костра или у свечи идёт доверительный разговор об отношениях друг к другу, отношении тех людей, для которых проводилось дело и т. п. Всё зависит от обстоятельств проведения и итогов. Каждый такой огонёк формировал понимание происходящего и закреплял в сознании каждого нравственные нормы образа жизни коммунаров, в котором органически соединялась реальная значимость дела; стремление творчески, а не формально делать всё, чтобы принести людям радость и пользу; инициатива и высокий уровень ответственности друг перед другом.
Организация жизнедеятельности в КЮФе строилась как решение жизненно-практических задач, что рождало калейдоскоп коллективных творческих дел, которые создавались самими ребятами. Сложилась практика такого построения жизни на лагерном сборе, при которой ребята могли спроектировать ход выполнения любого дела, они чувствовали объём и сложность предстоящей работы, были способны корректировать её в течение дня. «Делать день» - такой появился термин, потому что каждый из дней представлял собой комплекс самых разных коллективных творческих дел. Педагогическое проектирование, социальные проекты, о которых сейчас так много говорят и бесконечно учат их писать, это бледная тень той яркой насыщенной творческой деятельности, которая была реальными делами на пользу и радость людям.