UPD.
Обратите внимание на разоблачительную информацию в одном из комментов. Не проверял, поскольку не занимакюсь сейчас этим, да и как проверишь извне, но иметь в виду нужно.
Первый Московский Кадетский Корпус создан в 1997 году как Кадетская школа-интернат для детей, оставшихся без родителей. Позднее школа сменила название и направленность, сейчас это элитная школа для подготовки будущих государственных служащих в военной и гражданской областях.
Рассчитан на 420 воспитанников. Сейчас - 505. Это 11-летка. Принимают в 5-й класс, но в 5-м они - приходящие, живут пять дней в неделю с 6-го.
Прием по результатам проверки учебной подготовки (Московским центром качества образования - МЦКО), состояния здоровья и собеседования (для выяснения мотивов поступления в КК). Преимущества при поступлении отдаются сиротам (сейчас 64 воспитанника), детям из многодетных семей (28 детей), детям из семей с одним родителем (314 детей).
Корпус находится на улице Вучетича, рядом с Тимирязевским парком.
![](http://i.flamber.ru/files/st5/1211725875/1434493296_g.jpg)
39e87fc05bf254b33c656d532a46af83
Flamber.ruДиректор - Владимир Яковлевич Крымский, генерал-майор. Окончил Рязанское училище ВДВ и Военную академию им. Фрунзе. Директорствует с декабря 2013 (умер б. директор, полковник В.В.Кирсанов).
К разговору я подготовился, благо у корпуса отличный, очень информативный и
хорошо организованный сайт, особенно см.
"Публичный доклад директора за 2013-2014 годы" на 28 страницах. Поэтому, задавая вопросы по нашему вопроснику для директоров интернатов, опирался на уже известное.
Подробности, понятно, интересны не всем. Поэтому выделю и повторю здесь, сверху самое главное и то, что меня поразило.
· В.Я.Крымский оказался первым на моем пути руководителем образовательного учреждения, у которого есть ясное представление о месте его учреждения в системе образования и его роли для России.
- Наша задача на ближайшее время - добиться правового оформления кадетского образования как первой ступени подготовки к государственной службе, военной и гражданской. С единым для этого направления государственным стандартом.
· Здесь есть !управляющий совет» - тот орган, на котором обломилось наше участие в делах Кардымовского интерната. В него входят, кроме директора и его замов, по нескольку человек от педперсонала и родителей, и два старших кадета из 10 и 11 классов.
По словам В.Я. , УС принимает решения по всем вопросам развития интерната. Без обсуждения с ним не принимается ни один локальный акт. Перед ним отчитывается директор и выслушивает критику и предложения.
· Коронный вопрос: как с ножами, вилками, салфетками? - Как в ресторане. Белые скатерти, полный комплект приборов (учим обращаться), салфетки. (Готовят-то элиту).
Персонал. Кадры, которые «решают всё».
Всего 50 человек, 23 преподавателя, 18 воспитателей, 9 - «прочие», не спросил, кто это. У всех 50-ти высшее образование.
Средняя зарплата 63 тыс. руб. Но это, поясняет директор, за счет увеличенной нагрузки, КК в списке, опубликованном в Учительской газете ближе к концу. Средний возраст - под 50.
Вопрос: Вы довольны своим педагогическим коллективом? Ответ: жесткое «нет». Учителя должны получать требуемый результат для каждого ребенка. Многие этого не умеют. Приходится принимать жесткие меры.
- Увольняете? - Увольняю.
- А как вы находите новых людей. - По-всякому.
Спрашиваю, как контролируется работа учителей. Посещает ли он их занятия. - Каждую неделю.
Три уровня контроля качества образования: 1) контроль самого преподавателя, 2) контроль со стороны администрации - насколько оценки объективны, 3) внешний мониторинг (МЦКО).
Образование
На сайте я прочитал, что здесь реализуется «военная модель образования». Из ответа вроде бы понял, что речь не столько об образовании (оно соответствует требованиям к средней общеобразовательной школе), сколько об организационных формах: не классы, а взводы, роты, батальоны. Не углублялся (думаю, спрошу в другом кадетском училище).
Собственно военных занятий не так много: час в неделю огневая подготовка, час - строевая. Основная часть военного - на летних сборах. В.Я. подчеркивает, что не любит «военщины», главное, чтобы росли образованными.
- Выстраиваются ли индивидуальные траектории учащихся? Обсуждаются ли они на педсоветах? - Да. - Есть ли у кадетов портфолио? - Обязательно.
С «метапредметами», как и везде, невнятица. Написанное во ФГОСах малопонятно и раздражает.
Что такое «учебные проекты» В.Я. непонятно. - Но я сам пришел к тому, что нужны общекорпусные проекты, связанные с самоуправлением, газета, благоустройство…
Про ЕГЭ говорит примерно так: непонятно, что эти тесты проверяют, но работаем по правилам, которые установило государство.
Отстающих учеников учителя подтягивают на дополнительных занятиях. Вопрос (он вставал во всех школах-интернатах) о том, получают ли учителя за это дополнительную плату, вызывает раздражение генерала. - Я им говорю: вы обязаны добиться результата. И плату за это вы уже получили!
В корпусе существуют два вида консультаций - для всех кадетов, на них они ходят по выбору, и для отстающих - преподаватель назначает, кому по какому предмету.
Про средства поощрения и наказания спросить забыл, но, кажется, остро эта проблема не стоит - с одной стороны, а с другой, армейская организация предоставляет для этого такие возможности, как, например, повышение и понижение в звании (воспитанник, кадет, младший вице-сержант, вице-сержант, старший вице-сержант, вице-старшина - см.
на сайте).
Образование в КК имеет аэрокосмический уклон.
Профориентация осуществляется при поддержке Звездного городка, МАИ, Институт им. Берга и др. организации, входящие в Координационный Совет проекта развития аэрокосмического образования.
С сайта: «6 февраля 2015 года на базе Первого Московского кадетского корпуса состоялся первый Координационный совет участников реализации инновационного проекта по сетевому взаимодействию профильных образовательных организаций, научных и производственных объединений воздушно-космической отрасли. В данном мероприятии приняли участие представители Политехнического колледжа №8 им. дважды Героя Советского Союза И.Ф. Павлова, ФГОУ ВПО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», РЦ НИИТ МАИ, ФГБУ «НИИ ЦПК им. Ю.А. Гагарина», ОАО НПК «РЕКОД», ОАО «Планетарий», сотрудники авиапредприятий: ОАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина, ОАО «Компания Сухой», АО «РСК «МиГ». Почётными гостями Координационного совета были Лазутова М.Н, Переверзев В.Ю., представители ГБНУ «МИРО».
Основная цель совещания - объединение и координация усилий участников сетевого взаимодействия по созданию и функционированию классов воздушно-космического профиля, качественная предпрофильная и профильная подготовка будущих высококвалифицированных кадров для работы в отраслях, обеспечивающих государственную безопасность, модернизацию и технологическое развитие экономики Российской Федерации».
Все
дополнительное образование - на бюджетной основе, «платных услуг» нет. Оно весьма обильное и разностороннее; направления: военно-патриотическое, физкультурно-спортивное, художественно-эстетическое, культурологическое, научно-техническое, эколого-биологическое, туристско-краеведческое, социально-педагогическое. Есть кадетские объединения по этим направлениям. Для конкретности назову те программы ДО, которые были дополнительно введены в 2013/14 году по запросам кадет и родителей: кружок «Говорим по-английски», объединение «Экономика. Политика. Право», Школа индивидуального развития «Лидер», кружок «Астрономия и астрофизика», кружок «Практическое программирование и роботехника», клуб «Кадетское братство», секция «Спортивные танцы».
Воспитание, образ жизни и отношения в коллективе
Взгляд В.Я.Крымского на воспитание. Воспитание много сложнее образования, потому что жизнь больше образования. У нас - круглосуточная воспитывающая среда. Цитирует пословицу (кажется, ирландскую): «Воспитывать детей не надо - воспитай себя».
Спрашиваю про то, есть ли у кадет возможность проявлять самостоятельность, принимать решения.
Отвечает так. Во-первых, умение принимать решения воспитывается примером, Педагог не просто отдает кадету распоряжение, а обосновывает это распоряжение.
Во-вторых, выборы органов кадетского самоуправления. Настоящие, честные выборы, с активной агитацией.
В-третьих. У самоуправления большие полномочия по организации жизни, вплоть до представлений о лишении и возращении звания кадета.
В-четвертых, есть «дни самоуправления», когда кадет такой-то становится на один день директором и т.д.
Один раз в четверть директор проводит встречи с кадетами «без офицеров» - выслушивая их предложения, критику, жалобы.
Вопрос о возможности выхода за пределы интерната вызывает недоумение. На выходные они уходят к родителям. А в будни - когда? Либо учиться, либо бездельничать…
Свободное время полтора часа в день, полчаса днем, час вечером. Имеется в виду время, когда кадет полностью в своем распоряжении. Сюда не входят спортивные игры, кружки, прогулки.
Читают? Да, много. До 7 класса обязательное коллективное «орфографическое» чтение - как пишется. (Первый раз о таком слышу. Хороший, наверно, способ усвоения правописания).
Телевизор почти не смотрят, компьютер перешиб.
Кино? Да, по списку фильмов обязательных для просмотра. С обсуждением.
Отношение старших воспитанников к младшим. Про дедовщину категорично: нет. Есть наставничество.
Вечера танцев с приглашением девочек.
Традициям уделяется огромное внимание. Кадетов приучают к тому, что они наследники и продолжатели самых достойных людей, отличившихся в служении России. Главная традиция, главный ритуал - это посящение в звание Российского кадета.
Спорт. Его много и разного - легкоатлетика, спортивные игры, дзюдо, плавание. Для этого есть все необходимое - три спортзала, бассейн. В Тимирязевском парке катаются на лыжах.
Мобильники. Утром сдают, получаю на свободный час, снова сдают.
Вопрос о взаимоотношениях интерната с родителями кадет - источник раздражения. Бывали конфликты. «Родительскую общественность» генерал не очень уважает, считает, что она лезет не в свое дело. - Я спрашиваю мамашу: Вы кто по специальности? - Водитель троллейбуса. - Ну так я не указываю вам, как водить троллейбус. Зачем же вы лезете в решение вопросов образования, в которых не разбираетесь.
Но как-то ладить надо. И заведен четкий порядок. Всем родителям доступна личная почта генерала, ни одно письмо не остается без ответа. Если у ребенка проблемы, можно прийти к нему и говорить хоть шесть часов подряд. Три раза в год родительские собрания. И наконец, постоянный контакт с председателем родительского комитета.
Как дети участвуют в труде? Всё делают! Убирают спальни, территорию, ухаживают за садом.
Бытовые условия
По 4 человека в комнате. При каждой - туалет и душ. На этаже - 3 помещения для индивидуальных и групповых занятий.
Шестиразовое питание.
Коронный вопрос: как с ножами, вилками, салфетками? - Как в ресторане. Белые скатерти, полный комплект приборов (учим обращаться), салфетки. (Ясно - готовят-то элиту).
Выпускники
Всего было (на 2014) 14 выпусков. Все поступают в вузы - 60% в военные, 40 - в гражданские.
Существует Ассоциация выпускников. На сайте попалось их обращение к родителям, чтобы перестали накликать на школу проверки…
Управление. Финансы
Здесь есть !управляющий совет» - тот орган, на котором обломилось наше участие в делах Кардымовского интерната. В него входят, кроме директора и его замов, по нескольку человек от педперсонала и родителей, и два старших кадета из 10 и 11 классов.
По словам В.Я. , УС принимает решения по всем вопросам развития интерната. Без обсуждения с ним не принимается ни один локальный акт. Перед ним отчитывается директор и выслушивает критику и предложения. Вот это, - говорит генерал, - правильная форма. А родительская общественность - неправильная!
Есть и Попечительский совет. Его основная функция - привлечение финансов.
Кадетский корпус - бюджетное учреждение, т.е. он существует на средства городского бюджета. Но есть и поступления со стороны - от банков и других «юридических и физических лиц».
Будущее. Возможности развития
Вот по этому вопросу я услышал самое важное. В.Я.Крымский оказался первым на моем пути руководителем образовательного учреждения, у которого есть ясное представление о месте его учреждения в системе образования и его роли для России.
- Наша задача на ближайшее время - добиться правового оформления кадетского образования как первой ступени подготовки к государственной службе, военной и гражданской. С единым для этого направления государственным стандартом.
Попросил разрешения сделать несколько фотографий:
![](http://i.flamber.ru/files/st5/1211725875/1434492324_g.jpg)
2015-06-12 10.08.55
Flamber.ruВход, он же выход:
![](http://i.flamber.ru/files/st8/1211725875/1434492325_g.jpg)
2015-06-12 10.09.57
Flamber.ruОчень хочу сходить в еще несколько кадетских училищ, в том числе для девочек…