Из Таниной педагогики.
Мы, рассказывает, когда в Ростов с детьми ездим (это с ансамблем детским, на фестивали), то всегда в сувенирных лавках безделушки из финифти каждому покупаются. Очень они это любят. Сначала жуткую возню устраивали: Я эту хочу! Нет, эту! и т.д. А потом я им предложила судьбу встречать. Кому что достанется - судьба. И так им это полюбилось. Берет с закрытыми глазами, откроет: Ой, а я такую именно и хотел! Или: У меня в прошлый раз такая же была, теперь две!
И еще одно место встречи с судьбой. Есть у них на занятиях такое упражнение. Звучит музыка, они ходят под нее по залу, а когда музыка кончается, должны с ближайшим за руки взяться. Опять-таки как раньше было? Конец музыки близится, начинают проталкиваться к тем, с кем хочется заруки подержаться - Вася, чтобы к Маше пробиться, полкласса растолкает, а там еще и с Петей в драку... И пока к целям своим пробиваются, музыку, конечно не слушают. А по установленному закону судьбы не так: ходи под музыку, вслушивайся, про все забудь, а как стихнет - встречай посланного судьбой: О! Кого я вижу!
И тут же рассказывает, что в отличие от музыкальной школы, где дают такой-то инструмент - и на всю музыкальную жизнь, если не идет, значит бездарь, у нее они все инструменты по очереди пробуют, выбирают себе по душе.
А где же, спрашиваю, здесь судьба? Прямая получается противоположность: свобода выбора.
А жизнь, отвечает, она разная. И то есть, и то. Всему надо учиться.